Posted 25 августа 2011,, 11:36

Published 25 августа 2011,, 11:36

Modified 20 августа 2022,, 20:24

Updated 20 августа 2022,, 20:24

Собственников НПЗ принуждают к модернизации жесткими санкциями - СМИ

25 августа 2011, 11:36
В случае срыва программ по модернизации нефтеперерабатывающих заводов правительство намерено применять санкции к их владельцам. Как стало известно "РБК daily", компаниям, отстающим в переходе на бензин класса "Евро-3" и выше, Роснедра могут отказать в выдаче лицензий на месторождения, а Федеральная таможенная служба - лишить права отсрочки по уплате платежей и других поблажек, пишет сегодня газета.
Сюжет
Евро-3

В случае срыва программ по модернизации нефтеперерабатывающих заводов правительство намерено применять санкции к их владельцам. Как стало известно "РБК daily", компаниям, отстающим в переходе на бензин класса "Евро-3" и выше, Роснедра могут отказать в выдаче лицензий на месторождения, а Федеральная таможенная служба - лишить права отсрочки по уплате платежей и других поблажек, пишет сегодня газета.

В июле между 12 нефтяными компаниями и ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом было подписано соглашение, согласно которому производители топлива взяли на себя обязательства постепенно (до 2015г.) перейти на производство более качественных видов нефтепродуктов. Какие-либо санкции в соглашении не прописаны, но государство пообещало следить за выполнением программ.

На недавнем заседании правительственной комиссии по ТЭК (копия протокола от 19 июля 2011г. есть у "РБК daily"), которую возглавляет вице-премьер Игорь Сечин, был выработан ряд мер, которые будут применяться к нарушителям. В частности, Роснедра при организации аукционов (конкурсов) теперь станут учитывать информацию о ходе модернизации НПЗ компаниями. То есть претендентам фактически могут отказать в праве бороться за тот или иной участок.

Кроме того, решено, что Федеральная таможенная служба будет применять законодательство о таможенно-тарифном регулировании в полном объеме (то есть осуществлять детальную проверку полноты и своевременности уплаты сборов и платежей без предоставления каких-либо отсрочек) к компаниям, "заводы которых не имеют мощностей вторичных процессов переработки сырья, и (или) не проводящим работы по модернизации". Ранее ФАС не исключала, что против таких владельцев НПЗ будут возбуждаться административные дела с наложением штрафов, а также возможно изъятие необоснованно полученного дохода.

То, что в нефтеперерабатывающей отрасли есть серьезные проблемы, стало очевидно после того, как в ряде регионов возник дефицит нефтепродуктов. С 2011г. к обороту на внутреннем рынке запрещался бензин стандарта "Евро-2", однако некоторые компании попросту не успели перевести свои заводы на производство более экологичного вида топлива. Премьер-министр Владимир Путин на совещании в Киришах в начале июля раскритиковал нефтедобывающие компании за то, что они больше тратят на дивиденды, чем вкладывают в модернизацию. По оценкам экспертов, наилучший показатель по глубине переработки сейчас у "Башнефти" - 86%, среди отстающих - "Роснефть" (62%) и "Сургутнефтегаз" (43%).

Для решения проблемы государство юридически обязало компании модернизировать свои НПЗ, заключив с ними соглашение. Представитель Alliance Oil (компании принадлежит Хабаровский НПЗ) говорит, что в планах компании после подписания соглашения ничего не поменялось. В настоящее время идет второй этап реконструкции завода (инвестиции 1,3 млрд долл.), который должен завершиться в начале-середине 2013г.

В пресс-службе "Газпром нефти" сообщили, что общий объем инвестиций в программу модернизации НПЗ до 2018г. составит чуть менее 350 млрд руб. К 2015г. компания планирует выйти на производство топлива экологического класса 5, а в период до 2020г. - увеличить глубину переработки до 90-95% и выход светлых продуктов до 77%.

В ТНК-BP обещают, что по завершении программы повышения качества нефтепродуктов в 2012-2014гг. весь объем моторного топлива для реализации на внутреннем рынке будет отвечать требованиям "Евро-4" и "Евро-5". При этом глубина переработки на Рязанском НПЗ вырастет на 9%, а на Саратовском заводе - на 10%. Общая сумма инвестиций в модернизацию - 2,5 млрд долл.

ЛУКОЙЛ раньше всех компаний перешел на производство топлива "Евро-3" и выше и опережает техрегламент, говорит его представитель. Компания выступает против возвращения на рынок "Евро-2" и надеется получить компенсацию капзатрат на модернизацию, например, за счет снижения акцизов на "Евро-4" и "Евро-5" и повышения акцизов на "Евро-2" (такой вариант сейчас обсуждается в правительстве), добавляет он. С представителем "Роснефти" связаться не удалось.

Срыв сроков программ по модернизации нефтеперерабатывающих мощностей аналитик ИФД "КапиталЪ" Виталий Крюков объясняет неверными экономическими стимулами, которые были изначально поставлены перед отраслью. "Государство установило низкую пошлину на мазут, полагая, что это даст компаниям дополнительные средства, которые пойдут на модернизацию НПЗ. Но они были потрачены в основном на другие цели. К тому же если капиталисту один товар более выгодно производить, чем другой, он это и будет делать, тем более при отсутствии жесткого регулирования. В любой компании есть менеджеры, которые получают бонусы за эффективно проданный товар, что они успешно и делали все это время", - говорит он.

По мнению эксперта, помимо действий со стороны Роснедр, ФТС и других органов дальнейшие стимулирующие меры государства, например упрощение бюрократической процедуры выдачи разрешений на установку оборудования на НПЗ или дифференциация акцизов в зависимости от качества топлива, помогут выполнить программу по модернизации.

Эксперт ИК "Тройка Диалог" Валерий Нестеров сомневается, что глубина переработки с нынешних 70-72% превысит 80% к 2015г. "Нас ожидает поступательное движение вперед в части модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, но не полный успех", - заключает он. Об этом сообщает РБК.

"