Posted 25 июня 2014,, 07:14

Published 25 июня 2014,, 07:14

Modified 20 августа 2022,, 19:33

Updated 20 августа 2022,, 19:33

Российский нефтяной бизнес из-за "налогового маневра" за 3 года потеряет около 280 млрд руб. доходов - источники

25 июня 2014, 07:14
Доходы нефтяных компаний от проведения "налогового маневра" в отрасли в 2015 г. снизятся на 130 млрд руб. к уровню текущего года, в 2016 г. - на 100 млрд руб., в 2017 г. - на 50 млрд руб.

Доходы нефтяных компаний от проведения "налогового маневра" в отрасли в 2015 г. снизятся на 130 млрд руб. к уровню текущего года, в 2016 г. - на 100 млрд руб., в 2017 г. - на 50 млрд руб. О такой оценке выпадающих доходов нефтяного бизнеса при реализации нового варианта налоговой реформыИТАР-ТАССсообщил источник, близкий к правительству.

Федеральный чиновник подтвердил эти расчеты, добавив, что нефтяные компании окажутся в выигрыше по сравнению с первоначально запланированным повышением с 1 января 2015 г. экспортной пошлины на мазут с 66 до 100% ("налоговый маневр" призван компенсировать недополучение бюджетом доходов из-за отмены этой меры). В первом случае они бы потеряли 400 млрд руб. за один год - на такую сумму их доходы снизились бы уже в 2015 г. по сравнению с уровнем 2014 г.

В случае проведения "налогового маневра" (предусматривает поэтапное снижение пошлин на экспорт нефти в обмен на повышение налога на добычу полезных ископаемых - НДПИ) доходы нефтяных компаний будут снижаться только в течение трех лет, говорит источник, близкий к правительству. По его данным, уже в 2018 г. доходы нефтяных компаний превысят уровень 2014 г. на 300 млрд руб.

К этому году должна завершиться программа модернизации нефтеперерабатывающих заводов, из-за сдвига сроков выполнения которой и возникла необходимость "налогового маневра". Решение о повышении экспортной пошлины на мазут с 2015 г. было принято еще в 2011 г. в расчете на завершение программы модернизации НПЗ, предусматривающей уменьшение производства мазута за счет увеличения выпуска светлых нефтепродуктов. Но модернизация затянулась, и выпуск мазута по-прежнему находится на значимом для отрасли уровне.

Идея "налогового маневра" заключается в том, чтобы не допустить резкого снижения доходов как бюджета, так и нефтяных компаний, переложив часть нагрузки на потребителей нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке.

Как ранее сообщал ИТАР-ТАСС, новый вариант "налогового маневра" в нефтяной отрасли согласован Минфином и Минэнерго. По словам федерального чиновника, "концептуально проведение налогового маневра поддерживается всеми нефтяными компаниями РФ, за исключением "Роснефти", с которой сейчас ведутся консультации".

Этот вариант по сравнению с предыдущими предусматривает сокращение сроков проведения реформы, ускоренное повышение ставки НДПИ и резкое снижение экспортной пошлины на нефть. Реформу налогообложения отрасли предполагается провести за три года (ранее планировалось за четыре). В новой версии маневра НДПИ в 2015 г. может составить 775 руб. за тонну (против 530 руб., предусмотренных в настоящее время), в 2016 г. - 873 руб. (против 559 руб.), в 2017 г. - 950 руб. Экспортная пошлина на нефть по новому сценарию будет сокращаться быстрее - в 2015 г. до 42%, до 36% в 2016 году и до 30% в 2017 г.. Пошлина на дизельное топливо составит в 2015 г. 48 проц, в 2016 г. - 40%, в 2017 г. - 30%, на бензин - 78%, 61%, 30%, соответственно. Пошлина на мазут достигнет 100% в 2017 г. (ранее планировалось в 2018 г.).

Для того чтобы не допустить роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, Минфин предлагает в два раза в 2017 г. снизить акцизы на нефтепродукты от уровня 2014 г. По расчетам министерства, это позволит обеспечить дополнительный рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке в размере не более 1,5 руб. в год. Кроме того, одновременно планируется ввести налоговые вычеты для авиакеросина и бензина для нефтехимии (в настоящий момент акцизом не облагаются), принять дополнительные решения для сохранения действующего механизма формирования дорожных фондов, сохранить в действующем объеме существующие налоговые льготы при добыче нефти, чтобы инвестпривлекательность новых проектов нефтедобычи не снижалась.

Как сообщил ИТАР-ТАСС замминистра финансов Сергей Шаталов, предложения Минфина и Минэнерго "пока не одобрены в правительстве". Очередное совещание по данному вопросу должно состояться в ближайшее время.

"