Posted 25 мая 2009,, 06:47

Published 25 мая 2009,, 06:47

Modified 20 августа 2022,, 21:10

Updated 20 августа 2022,, 21:10

Эксперты рассказали, что мешает запуску нефтепровода "Одесса-Броды"

25 мая 2009, 06:47
Тотальная коррупция власти способствовала запуску нефтепровода "Одесса-Броды" в невыгодном для Украины реверсном направлении, заявил в комментарии "Зеркалу недели" руководитель энергетических программ Центра НОМОС Михаил Гончар. По его словам, у нефтепровода "Одесса-Броды" еще в 2003 году существовала перспектива запуска в аверсном направлении - от Черноморского побережья Украины до Брод на западе страны.

Тотальная коррупция власти способствовала запуску нефтепровода "Одесса-Броды" в невыгодном для Украины реверсном направлении, заявил в комментарии "Зеркалу недели" руководитель энергетических программ Центра НОМОС Михаил Гончар.

По его словам, у нефтепровода "Одесса-Броды" еще в 2003 году существовала перспектива запуска в аверсном направлении - от Черноморского побережья Украины до Брод на западе страны. В частности, в 2003 году Еврокомиссия включила проект "Одесса-Броды" с развитием на Плоцк в число соответствующих секторальных приоритетов для расширяющегося Евросоюза. Однако, подчеркнул эксперт, "многовекторное" руководство Украины избрало реверсное направление, навязанное российскими компаниями.

"Тотальная коррупция власти, приближающиеся президентские выборы 2004-го, на которых так хотелось угостить россиян "реверсной конфеткой" и заручиться их поддержкой, сделали свое дело. И никакие аргументы о национальных приоритетах, энергетической безопасности не возобладали над желанием приобщиться к офшорной кормушке от реверса, организованной российскими "умельцами", сопроводившими идею "предложениями, от которых нельзя отказаться", - сказал он.

При этом, по словам Михаила Гончара, с вводом реверса реальные объемы транзита через нефтетранспортную систему Украины не только не возросли, как следовало бы ожидать, а сократились - с 33,2 млн. тонн в "дореверсном" 2003 году до 31,3 в "полнореверсном" 2005-м. В 2008 году объем транзита составил 32,8 млн. тонн, передают Українські новини.

"Историю "Одесса-Броды" можно назвать сагой о коррупции. Для трубы всегда нет нефти на Каспии, хотя она добывается и транспортируется в черноморские порты в достаточном количестве. Премьеры (независимо от их фамилий) периодически ищут поставщиков и потребителей и не могут найти. Президенты издают указы, которые не выполняют премьеры и госкомпании, потому что "нет нефти, поставщиков и потребителей". Хотя непонятно, куда они делись", - отметил он.

В целом, убежден эксперт, нескончаемая борьба за власть в государстве препятствует эффективной реализации любых стратегических проектов в Украине.

"Вряд ли кто-то, видя эти, откровенно говоря, глупые публичные дискуссии первых лиц в Украине, захочет иметь дело со страной, где решают вопросы позавчерашнего дня и по ходу реверсируют правила игры. При этом вопрос реализации любого проекта для иностранного партнера в подобной атмосфере становится глубоко вторичным", - подчеркнул Михаил Гончар.

В свою очередь, Президент Виктор Ющенко считает, что запуск нефтепровода "Одесса-Броды" в направлении Бродов (в аверсном режиме) зависит от позиции премьер-министра Юлии Тимошенко. Об этом он сказал в ходе программы "Свобода на Интере" на телеканале "Интер".

"На сегодня этот вопрос упирается в одно - выполнит ли премьер-министр свои закулисные договоренности или найдет причину снова блокировать этот проект", - сказал Виктор Ющенко.

По имеющейся у него информации, Тимошенко пообещала российской стороне, что этот нефтепровод в аверсном режиме не будет задействован. При этом Ющенко убежден, что реализация этого проекта усилит энергетическую независимость страны.

"