Posted 25 мая 2007,, 06:15

Published 25 мая 2007,, 06:15

Modified 16 августа 2022,, 21:27

Updated 16 августа 2022,, 21:27

Энергетические войны

25 мая 2007, 06:15
Россия и Евросоюз по-разному понимают рыночную экономику Газета Старый Свет продолжает обвинять Россию в незаконном ношении энергетического оружия. И несмотря на то что обе стороны заинтересованы друг в друге - Европа в российском газе, а Россия в евро и высоких технологиях, - общий язык соседям находить все труднее.

Россия и Евросоюз по-разному понимают рыночную экономику

Старый Свет продолжает обвинять Россию в незаконном ношении энергетического оружия. И несмотря на то что обе стороны заинтересованы друг в друге - Европа в российском газе, а Россия в евро и высоких технологиях, - общий язык соседям находить все труднее.

«В нефтегазовой сфере нет ни одного неполитического проекта», - объяснил в четверг этот феномен глава совета Союза нефтегазопромышленников России, экс-министр топлива и энергетики Юрий Шафраник. По его словам, Россия работает на благо европейцев, руководствуясь основным экономическим принципом: потребитель всегда прав. При этом Москва активно повышает надежность поставок и реализует «принцип одной трубы» (о чем свидетельствуют недавние договоренности президента Владимира Путина с главами Туркмении, Казахстана и Узбекистана). Евросоюз продолжает грезить о диверсификации поставщиков, несмотря на то что из потенциальных партнеров им осталось всерьез рассматривать лишь Иран.

Зависеть от энергетической монополии России в ЕC по понятным причинам не хотят. С другой стороны, соперничать с азиатскими коллегами на европейском рынке крайне невыгодно cамой России. «Зачем нам гнаться за ценой и добывать еще больше?» - резонно заявляет Шафраник. Главное, по его мнению, добывать столько, сколько выгодно. «России не о чем беспокоиться. Никто не заставит россиян продавать свой газ по дешевке», - объясняет европейским дипломатам старший советник по международным отношениям венгерской нефтяной компании MOL Group г-жа Река Жемеркени.

Эти экономические споры уже стоили России положительного имиджа на Западе. «Когда ты вдруг завоевал нечто, то потом борешься за плацдарм», - объясняет Шафраник. Борется за него и Европа. Прежде всего руками евроновобранцев ("младоевропейцев", по терминологии первого вице-премьера Сергея Иванова) Польши и Эстонии. Они намерены блокировать строительство Северо-Европейского газопровода в Балтийском море. Забавно, но в этих странах Россию пытаются обвинить в размещении на дне моря шпионских передатчиков. «Такие опасения в Европе есть. Наши спецслужбы будут тщательно следить за работами на дне Балтийского моря», - заявил корреспонденту «Газеты» исполнительный директор Польского института международных отношений Славомир Дебски. Псевдодиверсификация, при которой зависимость от России только усилится, Европу не устраивает. В список своих энергопоставщиков европейцы активно склоняют страны Центральной Азии. А те, пока играя на стороне Москвы, в свою очередь окончательного «нет» Брюсселю не говорят. И Нурсултан Назарбаев, и Гурбангулы Бердымухаммедов до сих пор не исключают Транскаспийский газопровод из своего дипломатического лексикона.

Складывается ощущение, что российско-европейские отношения зашли в тупик. «Нам нужно найти взаимоприемлемый консенсус», - считает госпожа Жемеркени. По мнению Юрия Шафраника, "если открыто говорить о проблеме, а не скатываться к ультимативности, то необходимый гибрид обязательно найдется". К примеру, европейцы, по информации нескольких аналитиков в странах ЕС, готовы поделиться с "Газпромом" 5% акций сбытовых компаний, тем самым избавившись от ряда местных посредников. А это тоже своего рода топливная диверсификация.

(«ГАЗЕТА», 25.05.2007, ЕВГЕНИЙ БЕЛЯКОВ)

"