Posted 25 апреля 2014,, 11:57

Published 25 апреля 2014,, 11:57

Modified 20 августа 2022,, 19:33

Updated 20 августа 2022,, 19:33

Минфин РФ ожидает сохранения нефтяных изъятий ТС, но готовится к худшему

25 апреля 2014, 11:57
Минфин России ожидает, что лидеры государств Таможенного союза на встрече в Минске 29 апреля согласуют сохранение на период до 2018-2020 гг. большей части нефтяных изъятий из беспошлинного режима объединения. Оценив возможные потери российского бюджета в $33 млрд в год, министерство на всякий случай просчитывает, как их компенсировать, не вызвав при этом рост внутренних цен на топливо.

Минфин России ожидает, что лидеры государств Таможенного союза на встрече в Минске 29 апреля согласуют сохранение на период до 2018-2020 гг. большей части нефтяных изъятий из беспошлинного режима объединения. Оценив возможные потери российского бюджета в $33 млрд в год, министерство на всякий случай просчитывает, как их компенсировать, не вызвав при этом рост внутренних цен на топливо.

"Президенты, скорее всего, я очень на это надеюсь, поставят точку. Но сегодня, как мне кажется, уже есть взаимопонимание между государствами в том, что основные ограничения, которые существуют сегодня, могут быть сохранены на продолжительное время— до 2018-2020 гг. с тем, чтобы отказаться от них до 2025 г.",— сказал в четверг журналистам заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов. Об этом сообщаетРИА "Новости".

С 1 января 2015 г. Россия, Казахстан и Белоруссия планируют перейти на следующий этап интеграции— Евразийский экономический союз (ЕЭС). На данный момент во взаимной торговле, которая в целом осуществляется без пошлин, есть ряд ограничений по нефтепродуктам. В частности, Белоруссия перечисляет в бюджет РФ пошлины от экспорта нефтепродуктов, произведенных из поставленной беспошлинно в республику российской нефти.

По словам Шаталова, именно по вопросу компенсации Белоруссией России нефтяных пошлин и остаются разногласия.

Окончательных договоренностей между тремя странами о сохранении действующих соглашений по регулированию рынка нефти и нефтепродуктов пока нет, рассматриваются разные сценарии. В зависимости от этих решений власти РФ могут либо постепенно продолжать модифицировать НДПИ и экспортную пошлину, либо идти на более резкие шаги.

ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ РОССИИ

По словам Шаталова, в случае полной отмены всех изъятий из беспошлинного режима, действующих в рамках ТС, российский бюджет недосчитается $33 млрд нефтяных доходов в год.

"У нас сейчас существует достаточно сбалансированная система тарифных и нетарифных ограничений, которая предусматривает, в частности, квотирование поставок нефти в Белоруссию и Казахстан, запрет на поставку светлых нефтепродуктов из Казахстана в третьи государства, запрет на поставку темных нефтепродуктов из России в Казахстан, балансовые поставки по светлым нефтепродуктам в Казахстан. Плюс к этому, Белоруссия обязана перечислять экспортную пошлину по нефтепродуктам, которые экспортируются из Белоруссии, в полном объеме в бюджет России",— сказал Шаталов.

Он отметил, что самый простой вопрос с точки зрения других государств, но самый сложный для России— полное снятие ограничений. "Этот сценарий содержит самые большие риски, потому что в этом случае мы можем лишиться нефтяных доходов— порядка $33 млрд могут быть дополнительные потери, которые у нас могут возникнуть в год",— сказал замглавы Минфина.

"Такой вариант достаточно тяжелый для нас, с очень тяжелыми последствиями, поэтому такой сценарий для нас, конечно максимально нежелателен",— подчеркнул Шаталов.

ВАРИАНТЫ КОМПЕНСАЦИИ

Поэтому в случае, если России все же не удастся договориться с Белоруссией и Казахстаном, которые будут продолжать настаивать на отмене всех ограничений, российские власти могут пойти на резкое снижение нефтяных экспортных пошлин (до уровня Казахстана), перенеся фискальную нагрузку на НДПИ, отметил замминистра.

"В этом случае, конечно, происходит ряд эффектов, на которые нужно реагировать: снижается объем дотаций Белоруссии и Казахстану, резко увеличиваются цены на нефть на внутреннем рынке, соответственно, резко увеличиваются цены на моторное топливо. В результате нам придется фактически обнулить акцизы",— продолжил Шаталов.

По его словам, при развитии этого сценария остается ряд других вопросов, по которым пока нет решения, в том числе о ценах на авиатопливо, в отношении которого нет акцизов, а также вопросы с субсидированием нефтехимии, формированием дорожных фондов. "Придется бюджетную классификацию менять и структуру налоговых и неналоговых доходов, придется менять бюджетное правило",— сказал замминистра.

ЛУКАШЕНКО ПРОТИВ ОГРАНИЧЕНИЙ

Президент Белоруссии Александр Лукашенко 16 апреля заявил, что он по-прежнему настаивает на необходимости устранения всех изъятий и ограничений в будущем Евразийском экономическом союзе.

Лукашенко сказал, что предложения белорусской стороны "абсолютно нормальные". "Коль мы строим союз и стремимся к тому, чтобы в нем не было никаких границ, значит, не должно быть никаких изъятий и ограничений в продвижении товаров, рабочей силы, капитала. Это основная цель. Поэтому мы из этого исходим",— отметил он.

По его словам, Белоруссия также многое теряет, но по сравнению с Россией меньше, поскольку небольшая страна. "Мы понимаем, чего это нам может стоить, но тем не менее, коль решили, мы в этом направлении действуем",— сказал Лукашенко.

Белоруссия, которая не имеет собственной нефтедобычи, но располагает нефтеперерабатывающими мощностями, последовательно отстаивает свои интересы в вопросах поставок нефти из России и реализации произведенных из этого сырья нефтепродуктов.

Так, изначально баланс беспошлинных поставок сразу на весь 2014 г. согласовать не удалось: Белоруссия настаивала на 23 млн тонн нефти, Россия предлагала 21 млн тонн. Тем не менее, 18 апреля стало известно, что Россия и Белоруссия подписали нефтяной баланс на 2014 г., предусматривающий поставку нефти в том объеме, на котором настаивала белорусская сторона.

"