Posted 25 апреля 2011,, 09:53

Published 25 апреля 2011,, 09:53

Modified 20 августа 2022,, 20:25

Updated 20 августа 2022,, 20:25

Главное за неделю на российском рынке (18 – 22 апреля)

25 апреля 2011, 09:53
Информационный центр Кортес На российском рынке складывается критическая ситуация, когда сезонный рост спроса на моторные топлива сопровождается не увеличением их предложения, а, наоборот, вымыванием объемов с внутреннего рынка. Начиная с третьей декады февраля экспортировать автобензин и дизельное топливо гораздо эффек тивнее, чем продавать их на внутреннем рынке.

Информационный центр Кортес

На российском рынке складывается критическая ситуация, когда сезонный рост спроса на моторные топлива сопровождается не увеличением их предложения, а, наоборот, вымыванием объемов с внутреннего рынка. Начиная с третьей декады февраля экспортировать автобензин и дизельное топливо гораздо эффек тивнее, чем продавать их на внутреннем рынке.

Ранее, 9 февраля, состоялось совещание, в ходе которого премьер министр РФ В. Путин подверг кри тике ценовую политику нефтяных компаний на рынке зимнего дизельного топлива и потребовал исправить ситуацию. ВИНКи, опасающиеся новых претензий со стороны ФАС, последовательно снизили розничные, оптовые и мелкооптовые цены сначала на дизельное топливо, а затем и на автобензин. Это поставило в не выгодное положение независимых участников рынка нефтепродуктов.

Более того, после снижения цен производители не стали их повышать вслед за ростом мировых коти ровок нефти и нефтепродуктов. В результате весь март и апрель ВИНКи продавали топлива на внутреннем рынке со скидкой к экспортному эквиваленту, то есть с потенциальным убытком для себя.

Для бензинов и дизельного топлива это нехарактерная ситуация. Отсутствие явных инфраструктурных ограничений по экспорту моторных топлив из России приводит к тому, что рано или поздно цена растет вслед за net back. Естественно, внешний рынок влияет и в обратном направлении, когда снижение мировых котировок и экспортного эквивалента примерно через месяц приводит к удешевлению нефтепродуктов на спотовом рынке России. Пусть темпы роста и снижения цен, порой, несопоставимы, но это уже сложившиеся базовые принципы работы российского рынка, которые были нарушены февральскими событиями.

Цены на рынке России перестали соотноситься с ценами мировыми, и в результате начала действо вать система сообщающихся сосудов. Объемы моторных топлив стали перенаправляться на экспорт в ущерб продажам на спотовом рынке России.

Внутреннее потребление автобензина в 2010 году в целом выросло на 5,7% и составило 33,1 млн т. С учетом продолжения роста российского автопарка и посткризисного восстановления экономики страны было бы логичным увидеть увеличение потребления бензина в I квартале 2011 года, однако этого не про изошло.

По данным Минэнерго, в I квартале 2010 года на внутренний рынок отгружено 7,46 млн т автобензина, а за аналогичный период 2011 года – 7,0 млн т. Статистика свидетельствует о снижении поставок бензина на внутренний рынок на 6,2%. Если экспорт автобензина в I квартале 2010 года составлял 1,2 млн т, то в I квартале 2011 года он достиг 1,8 млн т. Увеличение объемов экспорта составило 50%, что соответствует 8,6% от поставок автобензина на внутренний рынок в I квартале 2011 года.

Отгрузки дизельного топлива на внутренний рынок в I квартале 2010 года составляли 7,14 млн т, а в I квартале 2011 года они достигли 7,43 млн т, увеличение составило 4,1%. Экспорт дизельного топлива за I квартал 2010 составлял 10,12 млн т, а в I квартале 2011 года он достиг 10,39 млн т, увеличение составило 2,7%.

Статистика по отгрузкам автобензина и дизельного топлива на внутренний рынок и экспорт отражает первичные продажи с НПЗ. Учитывая, что в течение третьей декады февраля и весь март экспорт автобензи на и ДТ летнего был стабильно более прибыльным по сравнению с их продажей на внутреннем рынке, круп ные трейдеры, закупавшие топлива у ВИНК, имели возможность экспортировать нефтепродукты, извлекая из этих операций прибыль.

В сложившейся ситуации независимый оптовые трейдеры начали сталкиваться с серьезными пробле мами, в первую очередь, с ограниченным предложением оптовых партий нефтепродуктов на внутреннем рынке. Результаты биржевых торгов также не внушают оптимизма. Если ранее ВИНКи справедливо упрекали биржи в отсутствии спроса, то сейчас объем заявок на покупку отдельных нефтепродуктов в разы превыша ет предложение.

ТНК ВР 1 марта продавала на биржах бензин Регуляр 92 со своих НПЗ по ценам 25000 25350 руб./т, а 22 апреля – по 30000 30110 руб./т. По словам трейдеров, эта компания – одна из немногих, реализовывав ших бензин в апреле в адрес независимых участников рынка.

«Сургутэкс» регулярно продавал бензины Киришского НПЗ на бирже, при этом 1 марта сделка с Регу ляр 92 заключена по цене 25547 руб./т, а 22 апреля топливо реализовано по 29205 29323 руб./т.

Цены на бензины НПЗ ЛУКОЙЛа обычно одни из самых высоких из за премиального качества и раз витости собственного сбыта. Несмотря на это, в апреле автобензин НПЗ ЛУКОЙЛа пользовались высоким спросом на биржевых торгах. С 1 по 22 апреля компания продала на биржах 61,32 тыс. т автобензина, а за весь март – только 7,86 тыс. т.

«Роснефть» реализовала на бирже мини мальный объем бензинов Самарской группы НПЗ. «Башнефть» продала на биржевых в марте 0,36 тыс. т автобензина, а с 1 по 22 апреля – 11,58 тыс. т. Последняя сделка с бензином Уфимской группы НПЗ на бирже заключена 21 апреля, в этот день продано 1,02 тыс. т Регуляр 92 по цене 26000 руб./т.

С 1 по 22 апреля средний объем сделки с Регуляр 92 составил 0,961 тыс. т, Премиум 95 – 0,599 тыс. т и с ДТ летним – 1,771 тыс. т.

Участники рынка сходились во мнении, что майские объемы высокооктанового бензи на подорожают на спотовом рынке по сравне нию с апрельскими, как минимум, на 3000 руб./т, ДТ летнего – на 1000 руб./т, объясняя этот рост цен значи тельным превышением спроса над предложением.

Мелкооптовые цены на нефтепродукты плавно повышаются на нефтебазах ВИНК. Автобензин, соглас но данным «КОРТЕС», дорожает уже месяц, и за этот период средняя по России мелкооптовая цена на Регу ляр 92 повысилась на 2%, на Премиум 95 – на 0,8%. Повышение мелкооптовых цен на ДТ летнее на нефте базах ВИНК продолжается с начала марта, за это время топливо подорожало на 5,1%.

Рост цен на нефтебазах независимых операторов мелкооптового рынка оказался еще более значи тельным. Только за последние две недели бензины и дизельное топливо в некоторых регионах подорожали на 1000 3000 руб./т. В частности, такая ситуация наблюдалась в Иркутской области, где два мелкооптовых оператора повысили цены на высокооктановый бензин и ДТ летнее на 1900 3000 руб./т. У одного из опера торов рынка Амурской области ДТ летнее подорожало на 2500 руб./т. В Самарской области нефтепродукты предлагали с нефтебаз лишь два оператора рынка, у одного из них цены на бензины и ДТ летнее выросли на 1200 1800 руб./т. В Ростовской и Волгоградской областях региональные трейдеры повысили отпускные цены с нефтебаз на 600 1560 руб./т. В Воронежской области цены на высокооктановый бензин и ДТ летнее у трех операторов рынка выросли на 1000 3300 руб./т. Во Владимирской области цены повысили все операторы рынка, при этом у большинства продавцов объемы топлив были ограничены. И это – далеко не исчерпы вающий список регионов, в которых выросли мелкооптовые цены на бензин и дизельное топливо.

Более того, участники рынка в регионах жаловались на сокращение запасов моторных топлив на неф тебазах нефтяных компаний и независимых операторов рынка.

Показательна в этой ситуации стабильность цен на бензины и дизельное топливо на заправках ВИНК. В среднем по России бензин Регуляр 92 4 марта стоил 23.51 руб./л, а 22 апреля – 23.60 руб./л. Дизельное то пливо 4 марта стоило 23.77 руб./л в среднем по стране, а 22 апреля – 23.78 руб./л.

Пока ограниченное предложение топлив на спотовом и мелкооптовом рынке замаскировано для ря дового потребителя доступностью нефтепродуктов на АЗС нефтяных компаний и стабильным уровнем цен. Но и это видимое благополучие может в скором времени завершиться.

В минувшую пятницу маржа независимых АЗС по бензину Регуляр 92 и ДТ летнему была значительно ниже 20% ного порога, составив 11,9% и 14,8% соответственно. Эти показатели рассчитаны на основе цен на нефтебазах ВИНК, а они уже сейчас в ряде регионов прекратили мелкооптовую реализацию нефтепродук тов. Например, если рассчитать маржу АЗС по Алтайскому краю по мелкооптовым ценам независимых вла дельцев нефтебаз, которые уже закупили дорогие нефтепродукты на спотовом рынке, то маржа АЗС по Регу ляр 92 составит минус 1%, по ДТ летнему – всего плюс 3,4%. И это – без учета накладных расходов.

С учетом же сложившейся на внутреннем рынке ситуации нет шансов на повышение маржи АЗС. Зна чит, независимая розница (а это, по некоторым оценкам, свыше 50% российских АЗС) в лучшем случае нач нет повышать цены, закупив подорожавший майский ресурс. В худшем случае часть независимых заправок будет вынуждена остановиться. Надолго ли хватит резервов топлива у нефтяных компаний? Ведь уже сейчас есть информация о вымывании бензина и дизеля с их заправок.

Все это – показатель неустойчивости рынка, ведь на формирование ограниченного предложения топ лив на спотовом и мелкооптовом рынке хватило всего двух с половиной месяцев.

"