Posted 25 марта 2003,, 09:02

Published 25 марта 2003,, 09:02

Modified 16 августа 2022,, 21:44

Updated 16 августа 2022,, 21:44

Антикварный салон

25 марта 2003, 09:02
Украинское правительство во II квартале нынешнего года намерено продать акции двух самых старых НПЗ страны В нынешнем году правительство Украины выставит на торги по 25%+1 акцию двух заводов - "Нефтехимик Прикарпатья" (г. Надвирня) и "Галичина" (г. Дрогобыч). Акции этих маломощных НПЗ (2,5 и 4,3 млн твг соответственно) много лет подряд переходили из рук в руки.
Сюжет
НПЗ

Украинское правительство во II квартале нынешнего года намерено продать акции двух самых старых НПЗ страны

В нынешнем году правительство Украины выставит на торги по 25%+1 акцию двух заводов - "Нефтехимик Прикарпатья" (г. Надвирня) и "Галичина" (г. Дрогобыч). Акции этих маломощных НПЗ (2,5 и 4,3 млн твг соответственно) много лет подряд переходили из рук в руки. Следствием неразберихи с владельцами стала хроническая недозагрузка заводов сырьем, отказ от модернизации (на заводах, построенных в конце XIX века, реконструкция последний раз проводилась 40-45 лет назад) и неэффективное управление имеющимися мощностями.

Обратим внимание на то, что государственные пакеты акций будут проданы не в ходе аукциона или конкурса, а на биржевых торгах. Реализуя не контрольный (его у правительства просто нет), а блокирующий пакет, государство, вероятно, не может выбрать иную форму продажи. В итоге, правительство не имеет возможности предъявлять требования к покупателю и формально не может влиять на исход торгов. Между тем понятно, что, продавая акции двух самых западных НПЗ, Украина рассчитывает с помощью будущего покупателя изменить ситуацию с их загрузкой: вот уже более 10 лет ни "Галичина", ни "Нефтехимик Прикарпатья" не работают на полную мощность.

Нельзя сказать, что активы, акции которых выставлены на торги - очень привлекательны. Заводы старые, маломощные, давно не видевшие реконструкции, выпускающие в основном мазут и низкооктановый бензин. К тому же на "Нефтехимике" существует проблема с доставкой сырья - нефть до сих пор подвозят по железной дороге. Правда, в прошлом году руководство завода и "Укртранснафта" заключили соглашение о строительстве нефтепровода от НПС Жулино (см. карту) мощностью 6 млн твг. На сегодняшний день известно, что работы по сооружению трубы начались, но будут ли выдержаны сроки - нефтепровод должен быть пущен уже в нынешнем году, - сказать сложно.

Тем не менее у заводов есть и свои преимущества. Прежде всего это географическое положение. Они расположены, во-первых, недалеко от магистрали "Дружба" (с которой "Галичина" в 1999 году уже соединена нефтепроводом), а во-вторых, близко от границы с Венгрией и Словакией. Мазут, выпускаемый на заводах, можно поставлять на экспорт. Кроме того, все без исключения нефтепродукты находят своего покупателя и в Западной Украине, где их конкурентоспособность обеспечивается за счет короткого транспортного плеча. Наконец, в 2002 году на "Нефтехимике" начаты работы по реконструкции, которые в итоге должны завершиться существенным увеличением мощности и качественным изменением номенклатуры выпускаемой продукции.

Не имея возможности выбрать покупателя, президент Украины Леонид Кучма все же намекнул, кого он хотел бы видеть среди акционеров заводов - как ни странно, это "Сургутнефтегаз". Эта российская компания ощущает острый дефицит перерабатывающих мощностей. Ранее "Сургутнефтегаз" проявлял повышенный интерес к приватизации Новополоцкого НПЗ ("Нафтана") в Белоруссии. Сейчас компания ведет переговоры с ТНК и "Сибнефтью" о покупке входящего в "Славнефть" "Ярославнефтеоргсинтеза", а также с "Роснефтью" о строительстве НПЗ в Приморске. Однако "Сургутнефтегаз" сегодня не присутствует на украинском рынке и никогда не высказывал интереса к нему. Поэтому вероятность того, что "Сургут" купит неконтрольные пакеты акций двух небольших украинских НПЗ, невелика.

Интерес к акциям "Нефтехимика" и "Галичины" могут проявлять зарубежные ВИНК, присутствующие на украинском рынке, - прежде всего "ЛУКОЙЛ", ТНК и "Казахойл". Две последние компании в 1999-2000 гг. уже интересовались западноукраинскими активам. К тому же в непосредственной близости от Надвирни, в Калуше, расположено СП "ЛУКОЙЛа" "Ориана" - на котором "ЛУКОЙЛ" мог бы заменить одесский мазут надвирнянским.

Заводы, безусловно, выиграют, если любая из этих компаний войдет в число их акционеров - они будут "автоматически" обеспечены сырьем. Тем не менее в настоящее время ни одна из нефтяных компаний, согласно заявлениям их лидеров, расширять свое участие в украинской нефтепереработке не планирует.

Наконец, еще возможность - передача акций заводов государственной "Укрнафте". Эта схема широко обсуждалась на Украине как один из вариантов формирования собственной ВИНК (кстати, в этом году на Украине появились первые заправки "Укрнафты"). Добыча нефти национальной компанией составляет около 3 млн твг - этих объемов хватит для загрузки заводов на нынешнем уровне. В последующем компании все же придется покупать дополнительное сырье. Однако, судя по тому, что акции "Галичины" и "Нефтехимика" планируется продать на бирже эти активы не войдут в состав планируемой ВИНК.

Среди реальных претендентов на акции заводов назовем прежде всего их крупного акционера - Днепропетровскую ФПГ. Структуры, аффилированные с ней в "Галичине", контролируют 32,4%, а в "Нефтехимике" более 45% акций. Очевидным слабым звеном этой группировки является отсутствие собственной нефтедобычи, которое не позволяет вписать заводы в вертикально-интегрированную структуру. Тем не менее сейчас в условиях избытка нефти на российском рынке и наличия в непосредственной близости от заводов нефтепровода "Одесса-Броды" у ФПГ есть все шансы эффективно организовать их загрузку, используя, возможно, и казахскую нефть.

OilCapital.ru

"