Posted 24 декабря 2009,, 08:10

Published 24 декабря 2009,, 08:10

Modified 20 августа 2022,, 20:30

Updated 20 августа 2022,, 20:30

Европа убедила Басманный суд

24 декабря 2009, 08:10
Отечественная Фемида вынуждена отменять свои решения Независимая газета Антон Денисов Вчера президиум Верховного суда (ВС) отменил арест экс-главы МЕНАТЕПа Платона Лебедева, произведенный в 2003 году – в рамках первого уголовного дела Ходоровского–Лебедева. Надзорное производство было возбуждено после того, как Европейский суд по правам человека признал нарушение прав Лебедева, отменив постановление судьи Басманного суда Москвы от 3 июля 2003 года.

Отечественная Фемида вынуждена отменять свои решения

Антон Денисов

Вчера президиум Верховного суда (ВС) отменил арест экс-главы МЕНАТЕПа Платона Лебедева, произведенный в 2003 году – в рамках первого уголовного дела Ходоровского–Лебедева. Надзорное производство было возбуждено после того, как Европейский суд по правам человека признал нарушение прав Лебедева, отменив постановление судьи Басманного суда Москвы от 3 июля 2003 года.

Решение Европейского суда стало тем самым "новым обстоятельством", которое побудило ВС вернуться к старому аресту. Президиум суда рассмотрел представление его председателя, попросившего возбудить надзорное производство по делу бывшего руководителя МЕНАТЕПа. Напомним, адвокаты Лебедева настаивали на отмене и признании незаконными десятка решений российских судебных органов, в том числе и нынешнего. Пока суд отменил только четыре из них. Среди них – решение Мещанского суда Москвы от 8 июня 2004 года и определение Мосгорсуда от 29 июня 2004 года в части мер пресечения Платона Лебедева. Остальные решения суд оставил без изменения.

Представитель пресс-центра Михаила Ходорковского Максим Дбар сообщил "НГ", что вчерашнее решение ВС – "достойный и положительный для нас факт": "Верховный суд согласился, пускай и не без помощи Европейского суда, с доводами Платона Лебедева и его адвокатов о том, что его права были нарушены. О значении этого решения для его дела и последствиях решения ВС можно будет говорить только после того, как будет изучен полный текст документа, а именно – его мотивировочная часть. Потому что сейчас мы выслушали только результативную часть, где сказано, что вот эти решения подлежат отмене. И мы не знаем, какую аргументацию в основу этого решения положил Верховный суд. Мы увидим, только когда получим решение на руки, дней через десять".

Между тем адвокаты Лебедева, возможно, поставят вопрос о сокращении срока его пребывания под стражей. Защитница Лебедева Елена Липцер заявила вчера, что решение ВС не стало для адвокатов неожиданностью. Она заметила, что российской судебной системе потребовалось полтора года, чтобы отреагировать на решение Европейского суда, на основе которого было вынесено вчерашнее решение.

Процесс, прерванный на два дня из-за рассмотрения дела в Верховном суде, сегодня продолжится допросом свидетелей обвинения. Заметим: о тайм-ауте попросили обвиняемые, которые хотели поработать над документами и в минувший понедельник, но судья Виктор Данилкин им в этом отказал. День прошел впустую и для него: свидетель так не появился в зале заседаний. Данилкин произнес пространную речь и вынужден был объявить перерыв.

Рассмотрение дела, утверждает Дбар, превращается в профанацию: "Мы по-прежнему не понимаем, свидетелями чего являются представители обвинения. Вместо того чтобы говорить о хищении нефти и легализации денежных средств, они в один голос утверждают, что нефть покупалась, продавалась и отгружалась... То есть на самом деле они полностью опровергают обвинение. Потому что, если нефть продавалась, значит, ее не крали. Нельзя с одной и той же нефтью произвести две взаимоисключающие операции".

О чем на самом деле говорят на допросах в суде свидетели обвинения? Предметом обсуждения становятся детали договоров по продаже нефти. Описывается подробно процесс ее перемещения – от скважин через некие системы, которые доводят ее до товарных кондиций, в трубу "Транснефти". Такого рода показания, заметим, уже своим наличием и фиксацией опровергают возможность хищения. "При этом складывается впечатление, – рассказывает собеседник "НГ", – что обвинение мучительно придумывает, какие бы им задать вопросы, чтобы потянуть время. Несколько раз свидетели вообще не приходили... Сама процедура допроса дискредитируется у нас на глазах!"

"