Posted 24 сентября 2009,, 04:57

Published 24 сентября 2009,, 04:57

Modified 20 августа 2022,, 21:09

Updated 20 августа 2022,, 21:09

Углеводородный аппетит

24 сентября 2009, 04:57
Китай увеличивает импорт нефти ФИНАНСОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ Поднебесная демонстрирует миру восстановление своей экономики, заявляя о том, что может увеличить объем разрешенной для ввоза частными компаниями нефти на 15% в 2010 году — с 22 млн до 25,3 млн т. И, несмотря на то что в данный момент для российских компаний являются положительными практически все новости, в той или иной мере затрагивающие вопросы увеличения спроса на нефть и нефтепродукты, в данном случае страна от них не выиграет.
Сюжет
Китай

Китай увеличивает импорт нефти

Поднебесная демонстрирует миру восстановление своей экономики, заявляя о том, что может увеличить объем разрешенной для ввоза частными компаниями нефти на 15% в 2010 году — с 22 млн до 25,3 млн т. И, несмотря на то что в данный момент для российских компаний являются положительными практически все новости, в той или иной мере затрагивающие вопросы увеличения спроса на нефть и нефтепродукты, в данном случае страна от них не выиграет. Скорее всего, на пустующий рынок Китая придут конкуренты из Южной Америки. Сегодня Россия достигла пика добычи нефти и вряд ли сможет одновременно удовлетворить потребности и Европы, и Азии.

Китай повышает импорт энергоносителей, чтобы удовлетворить спрос, растущий по мере восстановления экономики. Кроме прочего, увеличение квоты на импорт нефти для частных компаний КНР также является одним из обязательств страны в связи со вступлением в ВТО. Государство присоединилось к ВТО в декабре 2001 года, пообещав постепенно открыть монополизированный государством рынок нефти для частного сектора. Объем же разрешенных для ввоза частными компаниями нефтепродуктов будет увеличен на 25% — с 11,25 млн до 14,09 млн т. Потребление нефти в Китае выросло в 2008 году до 8 млн баррелей в сутки по сравнению с 4,2 млн баррелей в сутки в 1998 году. При этом, по данным ВР Statistical Review, импорт энергоносителей обеспечивает до 45% потребляемых в КНР углеводородов. Для российских компаний в складывающейся ситуации есть свои плюсы и свои минусы — такого мнения придерживаются аналитики, опрошенные "Финансовыми Известиями". "Учитывая значения абсолютных показателей увеличения квот, следует сделать вывод о том, что существенного влияния на рынок данное событие не окажет. Классифицировать увеличение квот можно только с точки зрения формирования долгосрочного тренда, в соответствии с которым китайская экономика сохраняет шансы выступить в качестве одного из лидеров послекризисного развития. Также это будет означать, что российские экспортеры энергоносителей вправе ожидать стабильного спроса на свою продукцию в ожидаемой перспективе", — говорит начальник аналитического отдела ИА "Интегрум" Игорь Чесноков.

По словам директора департамента Due Diligence НИ" "2К Аудит — Деловые консультации" Александра Штока, минусы заключаются в том, что при переброске экспорта на восточное направление России придется уйти с европейского, поскольку мощностей на тот и на другой рынок не будет хватать, если не будут открываться новые месторождения и увеличиваться добыча нефти. "Это вряд ли произойдет. Россия практически достигла пика добычи. На пустующий рынок придут наши конкуренты, что не в плюс России", — говорит собеседник, добавляя, что сегодня Китай уже активно ведет переговоры с южноамериканскими нефтяниками.

Кроме того, что касается перспектив российских компаний, в техническом смысле увеличение экспорта нефти в восточном направлении будет возможным после полной сдачи в эксплуатацию нефтепровода "Восточная Сибирь — Тихий океан" (ВСТО) и после планируемого строительства нового нефтеперегонного завода "Роснефти" в Приморье. "Российские ВИНК практически не выиграют, так как Китай совсем не основной их рынок сбыта, да и транспортная инфраструктура не очень развита, приходится возить нефть по железной дороге либо по трубе через Казахстан", — говорит аналитик ИК "Финам" Александр Еремин.

"На сегодняшний день в Китай нефть экспортируют "Роснефть", "ЛУКОЙЛ", ТНК-BP и "Газпром нефть". К этой компании планирует присоединиться и "Сургутнефтегаз", — говорит эксперт "Финама". Однако лидирующее положение занимает конечно же государственная "Роснефть". "За 11 месяцев прошедшего 2008 года в Китай эта компании поставила 8,9 млн т нефти. Всего же российский экспорт в эту страну составляет около 14 млн т", — говорит начальник аналитического отдела компании "Брокеркредитсервис" Максим Шеин.

И все же пока у российских компаний, в том числе и у "Роснефти", перспективы увеличения экспорта в Китай не так уж и велики. Несмотря на то что в этом году Поднебесная выдала "Роснефти" и "Транснефти" кредит на $ 2 5 млрд на строительство ВСТО, предусматриваются долгосрочные поставки нефти в Китай лишь 15 млн т ежегодно в течение 20 лет. А это немногим больше, чем сейчас.

В целом же рост спроса со стороны Китая, естественно, является важнейшим фактором, который поддерживает цены на нефть. Однако эта новость не окажет влияния на стоимость "черного золота". "Мировое потребление нефти составляет около 4,2 млрд т в год. Прирост потребления за счет роста импорта Китая составит всего 0,08%, рынок это не почувствует", — заключает Александр Еремин.

("ФИНАНСОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ", 24.09.2009, ИРИНА КЕЗИК)

"