Posted 24 августа 2015,, 06:46

Published 24 августа 2015,, 06:46

Modified 20 августа 2022,, 19:30

Updated 20 августа 2022,, 19:30

Европа сделала ставку на «Южный газовый коридор»

24 августа 2015, 06:46
Включение Трансадриатического газопровода (ТАР) в список приоритетных европейских энергетических проектов свидетельствует о том, что Европа делает ставку на азербайджанский газ, а в перспективе - и на иранский, заявили опрошенные «Кавказским узлом» эксперты. По их словам, Россия не будет оказывать давление на Азербайджан до тех пор, пока Иран не получит доступ к «Южному газовому коридору», звеном которого является ТАР.

Включение Трансадриатического газопровода (ТАР) в список приоритетных европейских энергетических проектов свидетельствует о том, что Европа делает ставку на азербайджанский газ, а в перспективе - и на иранский, заявили опрошенные «Кавказским узлом» эксперты. По их словам, Россия не будет оказывать давление на Азербайджан до тех пор, пока Иран не получит доступ к «Южному газовому коридору», звеном которого является ТАР.

Как сообщал "Кавказский узел", на 2017 год в Азербайджане запланировано начало эксплуатации месторождения "Шах-Дениз". Россия предлагала Азербайджану закупку всего объема газа с этого месторождения. Однако Баку поддержал проект строительства Южного газового коридора и подписал с Анкарой соглашение о строительстве Трансанатолийского газопровода. Далее планируется, что транспортировка газа будет продолжена по трубопроводу TAP (Трансадриатический газопровод - Албания-Греция-Италия). Протяженность всей магистрали "Южного газового коридора", от Каспийского берега до Италии, в случае реализации проекта составит около 3400 км.
В середине августа стало известно о том, что Европейский инвестиционный банк рассматривает возможность выделения двух миллиардов евро для проекта Трансадриатического газопровода (ТАР). TAP уже включен в список "приоритетных энергетических проектов Европейской комиссии". Вместе с тем, по словам министра связи и информационных технологий Ирана Махмуда Ваези, Иран будет сотрудничать с Азербайджаном по вопросу транспортировки газа в Европу по "Южному газовому коридору".
"Думаю, что мы сможем сотрудничать с Азербайджаном в использовании "Южного газового коридора". По этому поводу мы проводили переговоры с министром энергетики Азербайджана и соответствующими структурами", - цитирует 21 августа Махмуда Ваези Trend.
«ТАР уже признан частными компаниями рентабельным проектом»
Проектом строительства газопровода заранее предусматривалось, что входящие в консорциум ТАР компании будут привлекать кредиторов, отметил глава Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан.
"На проект строительства этого трубопровода протяженностью 870 км, проходящего в том числе по дну Адриатического моря, требуется потратить около 5,7 - 5,9 млрд евро. Такие дорогостоящие проекты реализуются частично с привлечением внешних заимствований. Изначально предполагалось, что кредиторами в этом деле выступят крупные международные финансовые учреждения", - сказал корреспонденту «Кавказского узла» Ильхам Шабан.
«Предусматривалось, что компании, входящие в консорциум ТАР, 30% инвестиций привлекут из внешних источников. Еще два года тому назад Еврокомиссия включила проект "Южного газового коридора" в приоритетный список своих энергетических проектов. А теперь в список приоритетных проектов добавлен и TAP», - добавил Ильхам Шабан.
По словам Шабана, окончательное решение о финансировании ТАР еще не принято. Решение предстоит утвердить советом директоров Европейского инвестиционного банка.
«Однако с учетом поддержки проекта Еврокомиссией, вероятность одобрения решения о финансировании проекта ТАР весьма высокая. Думаю, что искать в решении Еврокомиссии какие-то политические моменты неверно. ТАР уже признан частными компаниями коммерчески рентабельным проектом», - сказал Ильхам Шабан.

При этом эксперт скептически оценивает возможности прокачки иранского газа по газопроводу TAP. «Планируется, что проектная мощность TAP составит 10 млрд. куб. м в год, и эти объемы уже зарезервированы за газом с месторождения "Шах Дениз-2". Расширение пропускной способности TAP до 20 млрд. куб. м предполагается не ранее чем к 2025 году. А к тому времени у Азербайджана появятся дополнительные объемы газа, для экспорта с месторождений «Апшерон», «Умид», «Бабек» и др», - заметил Ильхам Шабан.
Как считает Ильхам Шабан, «приоритетным правом на экспорт газа по TAP будет обладать Азербайджан». «Поставка иранского газа на европейский рынок - дело более отдаленной перспективы. Да, у Ирана много газа. Однако месторождения еще надо разрабатывать. Ирану придется привлекать для этого иностранные компании, обладающие передовыми технологиями», - сказал Шабан.

Эксперт также прокомментировал возможную реакцию Москвы на выделение Европой средств на проект TAP.
«Россия, конечно, не в восторге от реализации проекта. Но объемы прокачки по TAP не составят серьезную конкуренцию «Газпрому». С другой стороны, в свое время Россия была против и проекта нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Однако все равно этот проект был запущен. Надо учитывать и еще один момент - в проекте по разработке месторождения «Шахдениз» участвует российская компания LUKoil. И этот фактор также наверняка будет учитываться Москвой», - отметил Шабан.
17 декабря 2013 г. в Баку было подписано соглашение по инвестиционному решению реализации проекта "Стадия-2" разработки газового месторождения "Шах Дениз". Этот проект предусматривает добычу с 2019 года по 16 миллиардов куб. м газа в год. Стоимость проекта оценивается в 25 миллиардов долларов.

«Евросоюз ищет альтернативные маршруты поставок газа»
Проект TAP является частью более крупного проекта, по строительству «Южного газового коридора», напомнил эксперт-экономист, обозреватель информационного агентства Turan Тогрул Джуварлы.
«Проект строительства «Южного газового коридора», звеном которого является TAP, имеет в себе политическую составляющую. Поскольку рассматривается Евросоюзом как альтернативный маршрут поставок газа, в обход России», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» Тогрул Джуварлы.
Что касается возможности прокачки иранского газа по TAP, то эксперт также сомневается в данном проекте. На его взгляд, Иран "только выходит из-под санкций и процесс вовлечение его в международное энергетическое сотрудничество займет определенное время".

С другой стороны, по мнению эксперта, в Европе в ближайшие годы «не будет наблюдаться существенный рост спроса на природный газ». Джуварлы считает, что в долгосрочной перспективе рынком для иранского газа «могут стать страны Юго-Восточной Азии и частично Европа».
Эксперт также обратил внимание, что новые технологии позволяют обходиться без трубопроводов и осуществлять перевалку газа танкерами. Иран имеет свои порты в Персидском заливе, газ также может поставляться по трубопроводу к турецкому побережью Средиземноморья.

В портах газ будет перерабатываться в сжиженное топливо, и далее транспортироваться танкерами, пояснил эксперт. По мнению Джуварлы, Баку также не столкнется с серьезным давлением Москвы.
«Азербайджан не конкурент России на энергетическом рынке. С другой стороны, Баку проводит сбалансированную политику и всегда учитывает интересы России. Ведь на деньги, получаемые от продажи углеводородов, Азербайджан покупает у России крупные партии вооружений. Так что все равно Россия не остается в проигрыше от сотрудничества Азербайджана с Европой в области энергетики», - сказал эксперт.

20 сентября 2014 г. прошла церемония закладки Южного газового коридора. Продолжающийся кризис на Украине показал, насколько уязвимы страны региона в плане энергоснабжения, отметил на церемонии президент Болгарии Росен Плевнелиев.
«У «Газпрома» нет оснований для беспокойства»
В условиях резкого падения цен на нефть Азербайджан испытывает финансовые трудности, в свою очередь заметил исполнительный секретарь движения «Республиканская альтернатива», эксперт-экономист Натиг Джафарли.
«Причем эта ситуация складывается в то время, когда начинается реализация крупных энергетических и энерготранспортных проектов - разработка месторождения «Шах Дениз-2», строительство газопроводов TANAP и TAP. В общей сложности на реализацию этих проектов требуется потратить порядка 18 млрд. долларов. В этом смысле кредит, выделяемый Европейским инвестиционным банком, имеет прежде всего коммерческое значение», - сказал Джафарли.

При этом у «Газпрома» «оснований для беспокойства нет», подчеркнул исполнительный секретарь движения «Республиканская альтернатива».
«По TAP будет прокачиваться всего 10 млрд. куб. м газа в год, в то время как Россия поставляет в Европу ежегодно 150-160 млрд. куб. м. Но появление газа из альтернативного источника, конечно же, будет влиять на ценовую политику. Вся суть так называемой третьей энергетической хартии ЕС заключается в том, чтобы диверсифицировать источники углеводородов, противодействовать монопольному положению «Газпрома» и способствовать снижению цен», - рассказал Натиг Джафарли.
По его словам, реализация проекта «Южного газового коридора» «не может не вызывать раздражения у России».
«Однако Москва также должна понимать, что если у Азербайджана есть свой газ, то страна должна его продавать. Также хочу отметить, что правительство Азербайджана всегда учитывала энергетические интересы России. Так, по сути, из-за прохладного отношения Баку с повестки был снят проект Nabucco. При этом TAP был выбран как раз вместо Nabucco», - сказал Джафарли.
Газопровод Nabucco длиной более 3 тысяч километров планировалось провести от Каспийского моря в Центральную Европу, однако инвесторам не удалось договориться с поставщиками о количестве газа, достаточном для функционирования проекта. Реализация газотранспортного проекта Nabucco экономически не целесообразна, считают азербайджанские эксперты.
«У России нет рычагов влияния на другие страны, которые участвуют в проекте TAP. Правда, много говорилось о неустойчивости позиции Греции, возможности воздействия на нее Москвы. Но история с выполнением жестких условий международных кредиторов показала, что Афины не смогут пойти против воли Брюсселя», - считает Джафарли.

Вместе с тем нейтральная позиция России может резко измениться, если к газотранспортным проектам Азербайджана подключится и Иран, заметил Натиг Джафарли.
«Кремль может обострить ситуацию в Нагорном Карабахе»
Выделение Европой крупного кредита на финансирование строительства TAP «продиктовано как экономическими, так и политическими интересами», считает глава Центра исследований «Восток-Запад» Арастун Оруджлу.
«Очевидно, что Евросоюз хочет предотвратить отдаление Азербайджана от Запада и сближения его с Россией. Принятие решения по финансированию TAP очень долго задерживалось, и даже некоторые эксперты стали сомневаться в возможности реализации проекта. С другой стороны, международные правозащитные структуры призывали европейские институты отказаться от поддержки проекта из-за нарушения прав человека в Азербайджане. Тем не менее, Европа поддержала проект и показала, что энергетические и геополитические интересы для нее важнее, чем права человека», - сказал Оруджлу.
Прогнозируя возможную реакцию Москвы, эксперт сказал, что «у Кремля вызывают раздражение любые альтернативные проекты по энергоснабжению Европы».
«Однако объемы прокачки по TAP будут невелики и Россия, вероятно, воздержится от каких-либо действий против реализации этого проекта. Другой вопрос, если на повестку встанет вопрос об экспорте иранского газа в Европу. Если Азербайджан как-то станет причастен к подобным проектам, то у Баку наверняка возникнут сложности с Россией», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» Арастун Оруджлу.
В частности, Кремль может использовать свое влияние на Армению и обострить ситуацию в зоне конфликта в Нагорном Карабахе, отметил эксперт.
«Иран способен серьезно потеснить Россию на газовом рынке Европы»
Объемы газа, которые будет поставлять Азербайджан на европейский рынок, не сопоставимы с российским экспортом, в свою очередь считает политолог Зардушт Ализаде. Поэтому, на его взгляд, Россия «будет терпимо относиться к реализации проекта TAP».
«Другое дело, если Европа договорится с Ираном о поставках газа. Иран способен серьезно потеснить Россию на газовом рынке Европы», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» Зардушт Ализаде.
Однако Иран вряд ли проявит интерес к проекту TAP, считает Зардушт Ализаде. Как отметил Ализаде, TAP является общей частью «Южного газового коридора», состоящего из трубопроводов Баку-Тбилиси-Эрзерум, TANAP и самого TAP.
Поэтому, как считает Ализаде, Ирану нет смысла строить газопровод до Азербайджана и подключаться к этой системе. У Ирана есть газопровод, позволяющий направлять в Турцию 20 млрд. куб. м газа в год, отметил Зардушт Ализаде.
При этом, по мнению эксперта, в случае достижения политического соглашения между Европой и Тегераном для экспорта иранского газа «могут быть реализованы отдельные крупные энерготранспортные проекты».
Оказывая финансовую поддержку «Южного газового коридора», Еврокомиссия «вкладывает не только экономический, но и политический смысл», заметил Ализаде.
«Европейцы всячески поддерживают любые альтернативные пути поставки газа, даже в самых маленьких объемах. Чем будет больше таких источников газа, тем меньше они будут подвержены газовому шантажу «Газпрома», - отметил Ализаде.
«Доходы от нефти не повысили жизненный уровень простых граждан»
В свою очередь опрошенные корреспондентом «Кавказского узла» жители Баку по-разному относятся к реализации проекта «Стадия-2» разработки месторождения «Шахдениз» и экспорта газа в Европу.
«Конечно же, хорошо, что в Европу, наряду с нефтью, пойдет и наш газ. Тем более, что в последнее время цены на нефть упали, и доходы нашей страны уменьшились. Но, наверное, когда пойдет газ в Европу, ситуация выправится и доходы увеличатся. Как раз к этому времени я уже буду пенсионеркой. По-крайней мере, я надеюсь на успешную энергетическую политику нашего правительства», - сказала Лейла Садыхова, работающая педагогом географии в средней школе.
56-летний водитель такси Агарза Мамедов также заявил о том, что он «скептически относится к перспективам экспорта газа».
«Что мы, простые люди, имели с роста нефтяных доходов, чтобы ожидать чего-то от продажи газа? Единственной пользой для народа от нефти стало построение новых современных автомобильных дорог. А жизненный уровень не сильно вырос. Приходится все время жить в кредит. Потому что конкуренция сильная, покупаешь машину, пять лет платишь кредит, к этому времени она существенно изнашивается. Приходится брать новый кредит. А я, между прочим, инженер-технолог с высшим образованием. Но работу по специальности найти не могу», - сказал Мамедов.
"