Posted 24 августа 2011,, 05:30

Published 24 августа 2011,, 05:30

Modified 20 августа 2022,, 20:24

Updated 20 августа 2022,, 20:24

"Транснефть" пожаловалась президенту Дагестана на незаконные врезки

24 августа 2011, 05:30
Из-за криминальных исчезновений нефти из трубы компания ежедневно теряет около $240 тыс. ИЗВЕСТИЯ "Транснефть", недосчитавшись в июне и июле в общей сложности 18 тыс. т нефти в трубе, по которой черное золото транспортируется из Азербайджана в порт Новороссийск, решила пожаловаться руководству Дагестана.

Из-за криминальных исчезновений нефти из трубы компания ежедневно теряет около $240 тыс.

"Транснефть", недосчитавшись в июне и июле в общей сложности 18 тыс. т нефти в трубе, по которой черное золото транспортируется из Азербайджана в порт Новороссийск, решила пожаловаться руководству Дагестана.

Заместитель вице-президента "Транснефти" по безопасности Сергей Хардыкин 18 августа направил президенту Дагестана Магомедсаламу Магомедову и министру внутренних дел республики Абдурашиду Магомедову официальные письма (копии есть в распоряжении "Известий"), в которых выразил крайнюю обеспокоенность безопасностью магистральных нефтепроводов на территории Дагестана. Бороться с воровством, как утверждают в "Транснефти", мешает "недостаточно эффективная работа некоторых республиканских правоохранительных органов".

Если верить топ-менеджеру "Транснефти", похищают нефть в Дагестане изобретательно и с размахом. Например, для врезки в нефтепровод недавно стали применять прогрессивную технологию наклонного бурения и специальные пластиковые трубы высокого давления. Это позволяет совершенно незаметно подсоединиться к трубе снизу — увидеть такую врезку нельзя даже специальными приборами. Прячут подобные отводы на глубину до 3 м.

При этом похитители научились заменять взятую нефть водой из водопровода. В результате давление в нефтепроводе не падает и следящая за протечками автоматика воровства не замечает. Всего таким образом за лето в систему попало 5 тыс. т воды, но обнаружить место подсоединения никак не удается, говорит источник в компании.

В июне "Транснефть" лишилась 4,5 тыс. т нефти, в июле — 13,6 тыс. т, сказано в письме президенту Дагестана. За лето было найдено и перекрыто восемь врезок, но, похоже, новые появляются быстрее, потому что объем воровства только растет.

Сейчас каждые сутки таким образом "теряется" по 550–600 т нефти, говорит собеседник "Известий". То есть в августе компания может лишиться до 18 тыс. т черного золота — столько же, сколько за июнь и июль вместе взятые.

Все эти объемы "Транснефть" компенсирует собственникам нефти — государственной нефтяной компании Азербайджана ГНКАР и "Лукойлу". Баррель нефти Urals (именно эта марка получается на выходе из трубы в Новороссийске после смешения из нескольких разнородных сортов) стоил на 23 августа $106,5, значит, "исчезнувшие" в июне и июле 135,5 тыс. баррелей потянут на $14,4 млн. В августе ежесуточные потери могут дойти уже до $240 тыс.

— Это уже промышленные масштабы "нефтедобычи". В месяц у нас воруют по пять составов (в железнодорожную цистерну вмещается 62 т, в состав — 60 цистерн. — "Известия"), — возмущается собеседник в "Транснефти".

Из отводов, которые могут тянуться на несколько десятков километров, нефть попадает на установки по первичной перегонке ("самовары" или "керосинки"). Стоят они от €300 тыс. до €800 тыс., управляться могут всего двумя операторами. На выходе получается прямогонный бензин с октановым числом от 40 до 60, но его можно увеличить присадками. Бензин продают через местные АЗС. Оставшийся после перегонки мазут по подложным документам может идти даже на экспорт.

— Отправляют по железной дороге или на танкерах класса река-море. Заводы по переработке такого мазута есть в Польше, Китае, Турции, на Украине. Возможно, он попадает в Азербайджан и Иран, — говорит источник в "Транснефти".

Организовать сложную схему "добычи", транспортировки, переработки и сбыта можно только хорошо организованными бандами, говорится в письмах. Но меры по их разоблачению не предпринимаются, утверждают в "Трансенфти". Зато был осужден, например, инвалид без пальцев на руках, который физически не мог бы что-то приварить или прикрутить.

Официально в компании подтвердили факт обращения к руководству Дагестана.

— Ситуация там сложная, незаконный отбор нефти вырос. Нас действительно волнует безнаказанность воровства, когда настоящие хозяева незаконного бизнеса уходят от ответственности, — заявил "Известиям" начальник отдела по связям с общественностью "Транснефти" Игорь Демин.

Незаконные врезки в нефтепроводы существуют, но воровство за последнее время, наоборот, сильно сократилось, говорят в руководстве Дагестана.

— Масштабы хищения нефти невелики и не составляют существенной доли теневой экономики. Сейчас проблема не входит даже в первую сотню по важности для республики. Это больше вопрос охраны собственности в самой "Транснефти". И если воровство нефти действительно возросло в августе, то эта информация до нас еще просто не дошла, — говорит источник, близкий к администрации президента Дагестана. — Что касается возможности откупиться от следствия, это проблема не только Дагестана.

Министр лично уделяет внимание организации поиска врезок в нефтепроводы, говорят в дагестанском МВД.

— Силами охраны компании и нашими врезки выявляются и ликвидируются. Особенно тщательно идет поиск, если врезка оказывается нераскрытой. Ведь с их помощью потенциально могут финансироваться незаконные бандформирования, — заявил пресс-секретарь МВД Дагестана Вячеслав Гасанов.

Если бензин будет дорожать и дальше, воровства будет еще больше, считают эксперты.

— Рост воровства связан с тремя факторами. Во-первых, увеличивается цена на топливо, соответственно, воровство становится еще более рентабельным бизнесом. Во-вторых, для борьбы с дефицитом государство резко снизило требования к топливу. Если еще недавно казалось, что низкокачественный бензин уходит в прошлое, то теперь он снова стал вроде как нормальным. И, наконец, совершенствование технологий делает воровство проще и эффективнее, — говорит руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Кстати, цены растут не только на топливо, поэтому рост воровства сейчас наблюдается и в электросетях. В России было даже несколько попыток (пока безуспешных) врезаться в магистральные газопроводы.

("ИЗВЕСТИЯ", 24.08.2011, ПАВЕЛ АРАБОВ)

"