Posted 24 апреля 2009,, 09:02

Published 24 апреля 2009,, 09:02

Modified 20 августа 2022,, 21:10

Updated 20 августа 2022,, 21:10

Аналитик: Nabucco может стать выгоден России, если власти перестанут упрямиться

24 апреля 2009, 09:02
В Ашхабаде 23 апреля начала работу международная энергетическая конференция "Надежный и стабильный транзит энергоносителей, его роль в обеспечении устойчивого развития международного сотрудничества". Встреча чиновников, менеджеров и прочих представителей энергетической отрасли уже принесла вполне ожидаемый сюрприз: Туркмения объявила о своих намерениях более тесной интеграции на энергетическом рынке Европы, что подразумевает участие в проекте Nabucco.

В Ашхабаде 23 апреля начала работу международная энергетическая конференция "Надежный и стабильный транзит энергоносителей, его роль в обеспечении устойчивого развития международного сотрудничества". Встреча чиновников, менеджеров и прочих представителей энергетической отрасли уже принесла вполне ожидаемый сюрприз: Туркмения объявила о своих намерениях более тесной интеграции на энергетическом рынке Европы, что подразумевает участие в проекте Nabucco. Россия продолжает упрямиться и выступать против, доказывая, что проект обладает значительными рисками и неоправдан экономически. Впрочем, давно уже нужно было понять, что заявления Москвы по этой теме звучат не в тему.

Главной задачей президента Гурбангулы Бердымухамедова является диверсификация слабой экономики Туркмении, которая получает львиную долю доходов от продажи энергоносителей. Интеграция в структуры СССР сделала Ашхабад полностью зависимым от газотранспортных сетей, проходящих через Россию, что определяло политическую ориентацию государства в постсоветский период. Однако плодами независимости в течение 18 лет стали сформировавшиеся желания по обретению свободы во всех сферах жизнедеятельности государства.

За последние несколько лет Туркмения смогла реализовать различные проекты и заключить соглашения, которые позволили частично диверсифицировать направления поставки природного газа. В течение 30 лет Ашхабад будет поставлять до 30 млрд. кубометров газа в Китай, а также поставляет небольшие объемы в северные районы Ирана. Проект Nabucco должен будет обеспечить дополнительный коридор для поставок около 30 млрд. кубометров природного газа в Европу, минуя Россию.

Туркмения вела активные геологоразведочные работы по поиску новых месторождений и уже сейчас можно говорить о том, что заявления скептиков о недостаточности запасов Ашхабада оказались беспочвенными. К примеру, запасы Южно Ёлотан-Османского месторождения оцениваются в 6 трлн. кубометров, а само месторождение простирается на 75-35 км. в длину и ширину, обладая газовым слоем в 500 м. К слову сказать, запасы США на конец 2007 г., по оценке BP PLC, оценивались всего в 5,98 трлн. куб. м. Крупнейшим газовым месторождением мира является Южный-Парс, которым владеют Иран и Катар. Его запасы оцениваются в 33 трлн. куб. м.

Если говорить о цифрах, то "Газпром" поставляет ежегодно 120-160 млрд. куб. м газа потребителям за пределами Западной границы РФ. Его доля на европейском рынке оценивается в 25%. Европа также получает газ из Алжира, Северного моря и по другим каналам. Основная часть российского газового экспорта идет по трубопроводам, проходящим по территориям Белоруссии и Украины, что является главным политическим и экономическим риском любых проектов, связанных с газом.

Проблемы "Северного потока" и "Южного потока", предлагаемые Россией в качестве альтернативных путей доставки газа в Европу, встречают столь же серьезное сопротивление со стороны транзитных стран, как и Nabucco со стороны РФ. Впрочем, экономическая подоплека этой проблемы состоит лишь в оплате транзита, которой лишатся Украина, Польша и другие страны, если российский газ будет поставляться в обход их территорий. Напротив, потребители газа выступают за строительство двух потоков. Германия и Италия настаивают на одобрении проектов, пытаясь повлиять на своих союзников в Европе. В проекте "Северный поток" крайне заинтересован германский концерн BASF и энергетический гигант E.ON AG, в проекте "Южный поток" крайне заинтересованы итальянские нефтегазовая ENI и энергетическая Ennel. Впрочем, потребители в Болгарии, Венгрии, Австрии также не имеют особых возражений.

Кроме двух потоков, общей мощностью более 100 млрд. куб. м в год, Россия может реализовать проект по расширению турецкого проекта "Голубой поток". Итальянская Eni SPA уже планирует разветвить газопровод на Север и Юг Италии, а также поучаствовать в прокладке нитки до Израиля.

Другим интересным маршрутом поставок газа является проект трубопровода Иран-Пакистан-Индия, который уже называют "Газопроводом Мира". Его проектные характеристики еще не согласованы, но предварительные оценки также говорят о возможном объеме поставок 30-50 млрд. куб. м в год. К слову сказать, Иран стоит вторым в очереди по объемам запасов природного газа, уступая лишь Российской Федерации. Поскольку против участия Ирана в Nabucco выступают США, то для этой страны "Газопровод Мира" становится приоритетным. Впрочем, если учитывать недавние заявления Барака Обамы (Barack Obama), то в позиции Белого дома наметилось смягчение в отношении Ирана. Вероятно, что участие в Nabucco станет одним из стимулов на переговорах по ядерной программе Тегерана.

Таким образом, если оценивать возможные последствия реализации проекта Nabucco, то его риски для России крайне невелики. Поставки всего 30 млрд. куб. м в год вряд ли заменят "Газпром" на европейском рынке. Более того, постоянные высказывания против этого проекта ставят под сомнение заявления российских властей об обеспечении энергетической безопасности Европы. Если бы данная цель была одной из главных для РФ, то еще задолго до заявления Бердымухамедова Москва могла бы выступить со встречными инициативами по присоединению к проекту Nabucco в качестве пайщика.

Перспективами такого шага могло бы стать участие "Газпрома" во всех современных проектах на Евроазиатском континенте, а также диверсификация путей поставок газа самого "Газпрома" от Европы до Китая и Индии. Фактически, могла бы идти речь о создании трансконтинентальной газотранспортной сети. Но упрямство и сосредоточение на краткосрочных выгодах не позволяет российским властям разглядеть долгосрочные выгоды. Уже через 5-10 лет российский газ мог бы поставляться в Индию, Китай и Европу, а "Газпром" мог бы обрадовать своих акционеров участием в самых грандиозных проектах, которые начнут приносить прибыль, поскольку говорить о кончине мировой экономике вряд ли уместно, как бы не был жесток текущий кризис. Потребление газа в мире продолжит расти, а роль глобального игрока состоится лишь в том случае, если Россия через "Газпром" сможет обеспечить себе присутствие на всех направлениях мировой торговли природным газом. Об этом пишет ИА "РосФинКом".

"