Posted 24 марта 2009,, 06:53

Published 24 марта 2009,, 06:53

Modified 20 августа 2022,, 21:10

Updated 20 августа 2022,, 21:10

Вес "золота"

24 марта 2009, 06:53
Можно ли заставить черное золото дорожать Итоги Организация стран - экспортеров нефти на прошлой неделе решила до мая не уменьшать квоты на добычу. Для стабилизации цен, подчеркивается в коммюнике по итогам конференции ОПЕК в Вене, пока достаточно последнего решения о сокращении добычи на 2,2 миллиона баррелей в сутки (принято в декабре прошлого года).
Сюжет
ОПЕК

Можно ли заставить черное золото дорожать

Организация стран - экспортеров нефти на прошлой неделе решила до мая не уменьшать квоты на добычу. Для стабилизации цен, подчеркивается в коммюнике по итогам конференции ОПЕК в Вене, пока достаточно последнего решения о сокращении добычи на 2,2 миллиона баррелей в сутки (принято в декабре прошлого года). Интересно, что предложение не снижать квоты картель принял вопреки чаяниям двух ключевых его членов - Венесуэлы и Ирана, считавших это необходимым шагом для повышения нефтяных цен до "идеального" уровня в 75 долларов за баррель. Противоречия, которые уже давно имелись внутри ОПЕК, сейчас, в кризис, стали отчетливо видны. И прозвучавшее на той же сессии настойчивое приглашение в адрес России вступить в картель стало еще одним свидетельством нестыковок интересов производителей черного золота.

Резкое, почти трехкратное падение цены на нефть с ее пиковых значений поставило многие страны, экспортирующие углеводороды, в тяжелое положение. Не стала исключением и Россия, столкнувшаяся с резким снижением положительного сальдо платежного баланса и девальвацией рубля. В результате отношение Москвы к ОПЕК существенно поменялось: о вступлении в организацию речи пока не идет, однако участие в последних конференциях ОПЕК вице-премьера Игоря Сечина и сделанные им заявления свидетельствуют, что Москва не намерена просто наблюдать за действиями картеля. Во-первых, Россия по факту снижает добычу нефти, способствуя усилиям ОПЕК по стабилизации цены. Во-вторых, выдвигает ряд инициатив по интеграции неф­теэкспортеров. Например, на 152-й сессии ОПЕК Игорь Сечин предложил создать новые площадки для торговли черным золотом. Естественно, не на Западе, а в странах - производителях нефти. По его мнению, это позволит ограничить деятельность биржевых спекулянтов, которые и делают мировую цену столь волатильной. Кроме того, вице-премьер высказался за заключение долгосрочных контрактов на поставки. По мнению экспертов, это означает предложение частично применить тот же механизм, что существует на рынке газа, где цена устанавливается примерно на полгода и в течение этого срока меняться не может. Все эти предложения, конечно, могут натолкнуться на серьезные препятствия. Причем сопротивляться их реализации станут не только те самые спекулянты и потребители черного золота, но и сами члены ОПЕК. Скажем, в долгосрочных контрактах заинтересованы страны, экспортирующие нефть в основном по трубопроводам. Тем же, кто привык доставлять топливо танкерами на любой привлекательный рынок, такие контракты ни к чему. А ну как биржевая цена резко вырастет, а нефть придется продавать дешевле в соответствии с долговременным контрактом?

Практически все экспортеры сходятся во мнении, что углеводородное сырье должно стоить где-то 75 долларов за баррель. Даже Али ан-Нуэйми, министр нефти и минеральных ресурсов Саудовской Аравии, которую в принципе устраивает и нынешняя цена, назвал эту планку идеальной. Вопрос в том, как ее достичь. Наиболее радикальный метод предложил президент Ирана Махмуд Ахмадинежад - ввести фиксированное ценообразование, отказавшись от биржевых торгов. Но эта инициатива не нашла поддержку стран ОПЕК: объявление Западу, по сути дела, энергетической войны большинству нефтеэкспортеров кажется чересчур сильным шагом.

В свою очередь, Москве невыгодно официально присоединяться к картелю. "Вступление в ОПЕК свяжет России руки и не даст возможности совершать политические или экономические маневры", - считает зампред Комитета Госдумы по собственности Юрий Медведев.

Дело в том, что ОПЕК - это не вертикально интегрированная монополия, способная диктовать потребителям цены, а картель, внутри которого производители хоть и координируют уровни добычи, но все равно конкурируют между собой за доступ к рынкам. И здесь Россия не обладает особыми преимуществами. Скажем, себестоимость добычи нефти в Саудовской Аравии в несколько раз ниже, чем у нас. При этом регион Ближнего Востока, где сконцентрированы основные страны-экспортеры, входящие в ОПЕК, расположен к основным рынкам потребления нефти на порядок ближе, чем Сибирь.

Впрочем, это абсолютно не означает, что Россия и ОПЕК обречены на то, чтобы не суметь договориться. В определенные периоды такая координация реальна. В минувшем декабре, напомним, сторонам удалось договориться о скоординированном снижении уровня добычи. И Россия выполнила свои обязательства, сократив объем извлекаемой из недр нефти за январь-февраль 2009 года почти на 1,9 процента. Другое дело, что и эта мера оказалась недостаточной, чтобы заставить черное золото дорожать. На кону - предложенный Сечиным новый антикризисный "нефтепакет". Но как отнесется к этим предложениям Москвы "противоречивый" картель?

("ИТОГИ", 23.03.2009, Константин Угодников)

"