Posted 24 марта 2003,, 13:48

Published 24 марта 2003,, 13:48

Modified 16 августа 2022,, 21:44

Updated 16 августа 2022,, 21:44

Из-за нефинансирования показатель разведанных запасов по ХМАО к концу 2003 г. приблизится к нулевой отметке

24 марта 2003, 13:48
24 марта 2003 г. в Ханты-Мансийск прибыла делегация министерства природных ресурсов Российской Федерации во главе с первым заместителем министра природных ресурсов Виталием Карагановым. Цель визита была обозначена как "Ознакомление с системой управления ресурсами в Ханты-Мансийском автономном округе".
Сюжет
ХМАО

24 марта 2003 г. в Ханты-Мансийск прибыла делегация министерства природных ресурсов Российской Федерации во главе с первым заместителем министра природных ресурсов Виталием Карагановым. Цель визита была обозначена как "Ознакомление с системой управления ресурсами в Ханты-Мансийском автономном округе". Об этом сообщает пресс-служба губернатора ХМАО.

В ХМАО открыто 413 месторождений нефти и газа, действуют 834 лицензии на право пользования недрами, из которых 379 - нефтяных, добывается на территории Югры 56% российской нефти. Согласно планам правительства Российской Федерации для продолжения успешного развития нашему государству к 2050 г. необходимо иметь 18,5 млрд тонн разведанных запасов нефти. Из них округу придется обеспечить 63-70%.

На фоне таких планов, по мнению заместителя председателя правительства автономного округа Владимира Карасева, вызывает удивление прекращение финансирования геологоразведочных работ со стороны федерального центра. Уже сейчас объем запасов категории А и В вызывает тревогу, а изученность территории автономного округа составляет 23% и по-прежнему носит фрагментарный характер. С 1996 г. благодаря усилиям региональной власти контроль над управлением геологоразведочной отрасли начал восстанавливаться. В округе проводились аукционы на предоставление прав пользования участками недр. При этом главным принципом стало правило, что любой выставленный на продажу участок недр должен быть максимально приближен к инфраструктуре для облегчения и удешевления добычи и транспортировки нефти. Стимулировала разведку и система распределение средств налога на восстановление минерально-сырьевой базы (ВМСБ), 70% которого шло в казну округа для финансирования геологоразведочных работ.

Все это было прекращено решением федеральных органов власти и с начала 2002 г. объем поисково-разведочных работ неуклонно падает. К концу 2003 г. показатель разведанных запасов приблизится к нулевой отметке. По мнению В.Карасева, за счет необъективных действий федерального центра потеряно многое, но если сейчас не принять решений для стабилизации поисково-разведочных работ, можно потерять еще больше. Если в ближайшее время ситуацию с геологоразведкой удастся стабилизировать, то к указанной дате - 2050 г., Россия будет иметь в запасах 16,8-17,2 млрд тонн нефти.

Кроме этого, по мнению В.Карасева, и государство и автономный округ ежегодно теряют огромные деньги из-за невыполнения некоторыми нефтяными компаниями лицензионных обязательств. Потери за последние 10 лет составили около $21 млрд. "Сегодня мы вступили в эпоху интеллектуального соперничества государства и корпоративных организаций, которые за последнее время значительно укрепили свои позиции" - такой вывод был сделан В.Карасевым во время презентации системы управления ресурсами ХМАО. Как заявил заместитель председателя правительства, вследствие решений, принятых на федеральном уровне, государство утратило механизм воздействия на недобросовестных недропользователей, которым являлся роялти. Варьированием ставки роялти региональные власти имели возможность смягчать или ужесточать налоговое бремя для нефтяных компаний и за счет этого, по словам В.Карасева, любой конфликт решался в течение 3-6 месяцев.

Сегодня же у представителей власти есть только право приостановить действие или лишить лицензии недропользователя, что может повлечь за собой закрытие предприятия и массовое увольнение работников. А это в свою очередь приведет к обвинению органов государственной власти со стороны жителей округа в принятии непопулярных решений. Опасением органов власти получить объективно незаслуженную критику активно пользуются недропользователи, которые поворачивают ситуацию в свою пользу, хотя, по оценке В.Карасева, ведут честную борьбу, стопроцентно используя несовершенство существующего законодательства. В интеллектуальном соперничестве государство изначально остается в проигрыше, т.к. большинство стоящих и талантливых специалистов, появляющихся в органах государственной власти, рано или поздно оказываются "перетянутыми" в нефтяные компании более высокими зарплатами и другими социальными выгодами. По мнению В.Карасева, выход из ситуации один - сформировать четкую законодательную базу, которая поставит недропользователя в такие экономические рамки, что он будет вынужден выполнять лицензионные условия.

Во второй половине дня делегация Министерства природных ресурсов отбыла в Тюмень.

"