Posted 23 октября 2009,, 08:26

Published 23 октября 2009,, 08:26

Modified 20 августа 2022,, 20:30

Updated 20 августа 2022,, 20:30

Москва разводит газовые потоки

23 октября 2009, 08:26
Сильвио Берлускони и Владимир Путин придали новую скорость "Южному потоку" Независимая газета Сергей Куликов Россия пытается ускорить строительство новых газопроводов в обход Украины и Белоруссии, не считаясь с возможными потерями. Как заявил вчера премьер Владимир Путин на переговорах с итальянским коллегой Сильвио Берлускони и турецким премьером Реджепом Тайипом Эрдоганом, газопровод "Южный поток" можно будет реализовать даже раньше, чем аналогичный "Северный".

Сильвио Берлускони и Владимир Путин придали новую скорость "Южному потоку"

Сергей Куликов

Россия пытается ускорить строительство новых газопроводов в обход Украины и Белоруссии, не считаясь с возможными потерями. Как заявил вчера премьер Владимир Путин на переговорах с итальянским коллегой Сильвио Берлускони и турецким премьером Реджепом Тайипом Эрдоганом, газопровод "Южный поток" можно будет реализовать даже раньше, чем аналогичный "Северный". Правда, в обмен на уступки, главная из которых – участие России в проекте нефтепровода Самсун–Джейхан, которое ставит под сомнение российско-болгарский проект нефтепровода Бургас–Александруполис.

Эксперты сомневаются в сроках начала строительства и ожидают реакции Болгарии, представитель правительства которой вчера экстренно прилетел в Москву для закрытых переговоров.

"Сильвио ставит перед нашими компаниями очень сложную задачу по "Южному потоку". Он говорит, что "Южный поток" должен быть построен быстрее, чем "Северный поток" по дну Балтийского моря, – заявил вчера Путин. – Это мы действительно можем сделать, потому что у нас есть уже опыт строительства "Голубого потока" на территории Турции. И там мы тоже работали все втроем. То есть у наших компаний уже реально производственный опыт есть. Это большая фора в этой работе".

Столь оптимистичным российского премьера сделали, судя по всему, недавние договоренности с Турцией, которая дала согласие на проведение геолого-разведочных работ в своей исключительной экономической зоне в акватории Черного моря. К сделке по "Южному потоку" приложил руку и Берлускони, учитывая, что в реализации проекта итальянская Eni выступает равноправным партнером российского "Газпрома".

Правда, России приходится идти на уступки. В частности, в ходе телемоста с Турцией премьер-министры трех стран подтвердили намерение продолжать работу на межправительственном и межкорпоративном уровне по продвижению проекта нефтепровода Самсун–Джейхан, обсуждение которого ведется еще с 2005 года, но пока без особых успехов. Теперь же, как сообщил Путин, есть сведения, что к проекту помимо России готов серьезно подключиться и Казахстан, так что эта труба будет заполнена. Чего не скажешь о другой трубе – Бургас–Александруполис, – строить которую Россия долго уговаривала Болгарию. Официальная София после весенних выборов взяла курс на ревизию ранее подписанных соглашений и тем самым сама загнала себя в ловушку. "Единственное, о чем мы просим, это определиться как можно быстрее. Бургас–Александруполис мы уже обсуждаем много лет, а делов-то там – 280 километров. Мы уже построили нефтяную трубопроводную систему из Восточной Сибири до китайской границы – это 1500 километров, а начали только два года тому назад. А Бургас–Александруполис обсуждаем семь лет! Скажите нам просто "нет", и все – закроем тему. Также и по другим проектам", – просил Владимир Путин в марте главу Совета министров Болгарии Бойко Борисова.

Тишина в ответ на эти просьбы заставила российскую сторону действовать решительнее, так что даже вчерашний экстренный визит в Москву министра экономики и энергетики Болгарии Трайчо Трайкова, факт которого "НГ" подтвердил источник в Минэнерго, вряд ли был способен изменить ситуацию.

Впрочем, положение дел с проектами яснее не стало, считают эксперты. "Конечно, Болгария оказывается в проигрыше, поскольку ее разменяли на "Южный поток", – отмечает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. – Теперь по "Южному потоку" вопрос становится вообще непонятным, поскольку неясно, пойдет ли он вообще по ранее намеченному маршруту. Конечно, Софию и ее интересы оставили за бортом, и она в ответ вполне естественно может заявить: "Выводите свой "Южный поток" в Европу по суше где угодно, но только не на нашей территории".

Поэтому говорить определенно о сроках начала строительства невозможно, отмечает аналитик. "Я бы в отдельности рассматривал оба "потока", – говорит Крутихин. – "Северный", действительно, продвигается, несмотря на то что наш Ростехнадзор на подводную часть своего заключения пока не дал. Так что осталось четыре страны – Германия, Швеция, Финляндия и Россия, – которые еще не сказали свое последнее слово. Германия и РФ свои разрешения наверняка дадут, но Швеция – это главный камень преткновения". Впрочем, продвижение есть, и проект медленно, но идет. "Что касается "Южного потока", то здесь Россию пока просто используют, – уверен Крутихин. – Разрешение на геологические изыскания, которое дала Турция, еще не означает разрешения на строительство. К тому же Анкара обставила это рядом условий – участие России в проекте Самсун–Джейхан, который Москве совершенно невыгоден, отказ "Газпрома" от принципа "бери или плати", от штрафов за недобор газа и т.д.".

С другой стороны, как считает руководитель отдела инвестиционного анализа "Универ" Дмитрий Александров, "Южный поток" обгонит конкурирующий проект Nabucco, поскольку теперь ясно видна заинтересованность в нем серьезных экономических игроков. "К тому же у "Газпрома" деньги на трубопроводы в отличие от промысловых проектов пока еще есть", – отмечает эксперт.

"