Posted 23 сентября 2009,, 05:03

Published 23 сентября 2009,, 05:03

Modified 20 августа 2022,, 21:09

Updated 20 августа 2022,, 21:09

Запрещенные ноутбуки и неизвестные свидетели

23 сентября 2009, 05:03
Адвокаты Ходорковского и Лебедева жалуются на действия прокуратуры Независимая газета Вчера защитники двух бывших руководителей ЮКОСа провели пресс-конференцию, где поделились с прессой своими ожиданиями от продолжения самого громкого процесса современной России. Главная претензия адвокатов к прокуратуре сегодня – отказ перечислить даты выступлений в суде свидетелей обвинения, которых около 250 человек.

Адвокаты Ходорковского и Лебедева жалуются на действия прокуратуры

Вчера защитники двух бывших руководителей ЮКОСа провели пресс-конференцию, где поделились с прессой своими ожиданиями от продолжения самого громкого процесса современной России. Главная претензия адвокатов к прокуратуре сегодня – отказ перечислить даты выступлений в суде свидетелей обвинения, которых около 250 человек. Между тем Государственная Дума в конце прошлой недели приняла в первом чтении законопроект, сильно осложняющий действия защитников.

Пресс-конференция продолжалась больше двух часов, и адвокаты подробно рассказали журналистам о положении дел. Были подведены итоги первой части процесса. Адвокат Юрий Шмидт пояснил "НГ", почему защита считает процесс "политически мотивированным": "Неподконтрольные друг другу службы работали скоординированно, что совершенно невозможно без высокой поддержки и без того, чтобы какой-то центр координировал их действия".

Когда Ходорковского осудили по первому делу, напомнил защитник, "мы спокойно изучали протокол судебного заседания, когда вдруг в один момент было предписано сдать жалобы и дело уже оказалось направлено в горсуд, где к рассмотрению было назначено через неделю... А Ходорковский тем временем, как известно, написал заявление для регистрации его в качестве кандидата в Госдуму – там были дополнительные выборы – и направил письмо, которое добиралось из тюрьмы в избирком месяц. И пришло ровно на следующий день после того, как приговор вступил в законную силу, и уже в силу избирательного закона Ходорковский не мог быть даже зарегистрирован в качестве кандидата".

Второе обстоятельство, по словам Шмидта, подтверждающее заказной характер процесса: "Ходорковского направили в Краснокаменск, хотя был закон, который императивно требовал осужденного оставить по месту жительства в колонии, а при ее отсутствии направить в колонию соседнего региона. Когда мы обжаловали направление в Краснокаменск, куда его везли в отдельном вагоне, что тоже своей властью директор ФСИН обеспечить не мог, мы увидели, что буквально незадолго перед их этапированием к списку регионов добавили Читу и Ямало-Ненецкий округ! Говорили, что ни в одной более близкой колонии не было свободных мест. Но в это же время генпрокурор Юрий Чайка выступал с открытым докладом в Думе, где говорил, что у нас очень успешно идет сокращение населения колоний и на 1 ноября 2005 года у нас было 149 тысяч 670 свободных мест по всей России".

Адвокатов ставят сегодня в трудное положение, заметил собеседник "НГ": им неизвестно, кто из 250 свидетелей обвинения в какой день придет на процесс. Подготовиться одновременно к допросу всех этих людей, замечает Шмидт, невозможно.

В конце прошлой недели, как известно, Дума проголосовала в первом чтении за проект, которым вводится запрет для адвокатов проносить в СИЗО технические средства связи. Дума действовала оперативно – в конце этой недели ожидается решение суда по жалобе адвокатов Платона Лебедева, пытающихся опротестовать запрет начальника СИЗО на использование этой электроники во время встреч защитников с подсудимыми - чтобы подготовиться к очередному судебному заседанию.

По словам Юрия Шмидта, "это ставит защиту и обвинение в неравноправное положение": "В этом деле сейчас около 200 томов. Вся эта база у нас в компьютере. Мы вместе с подсудимым готовимся к заседаниям". Законодатели объясняют свое намерение тем, что не имеют возможности тщательно проверять технику. Однако, замечает собеседник "НГ", трудно представить себе "адвокатов-шахидов, готовых взрываться вместе с клиентом". Заметим еще: довольно нелепо ставить условием работы адвокатов нерешенные кадровые проблемы правоохранительного ведомства.

("НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА", 23.09.2009, АНТОН ДЕНИСОВ)

"