Posted 23 июля 2014,, 09:42

Published 23 июля 2014,, 09:42

Modified 20 августа 2022,, 19:32

Updated 20 августа 2022,, 19:32

Гаага рассудит Россию и бывших акционеров ЮКОСа 28 июля

23 июля 2014, 09:42
Постоянная палата Третейского суда в Гааге вынесет решение по иску бывших акционеров НК "ЮКОС" к России 28 июля.

Постоянная палата Третейского суда в Гааге вынесет решение по иску бывших акционеров НК "ЮКОС" к России 28 июля. Об этом сообщает Bloomberg со ссылкой на Тима Осборна — главу гибралтарской компании GML (бывшей Group MENATEP Limited), объединяющей держателей контрольного пакета ЮКОСа.

Группа требует возмещения убытков на сумму $103 млрд из-за банкротства ЮКОСа, обвиняя Россию в нарушении Энергетической хартии. Ранее Тим Осборн говорил, что очень удивится, если решение Третейского суда Гааги не будет вынесено до конца июля 2014 г. Об этом сообщаетРБК.

Акционеры ЮКОСа — Yukos Universal и Hulley Eneterprises (через эти компании GML владела 51% нефтяной компании) — еще в феврале 2005 г. направили президенту Владимиру Путину уведомление и исковое заявление о возмещении ущерба, нанесенного российскими властями GML из-за атаки на ЮКОС. Ущерб они оценили в сумму не менее $28,3 млрд и направили копию иска в Третейский суд Гааги.

В апреле того же года к ним присоединился учрежденный Yukos Universal пенсионный фонд Veteran Petroleum, владевший еще 10% ЮКОСа, и сумма претензий увеличилась до $33,1 млрд. GML еще несколько раз пересматривала требования, в 2010 г. они выросли более чем до $100 млрд.

"Мы посмотрели, как выросла стоимость нефти и акций нефтяных компаний, а также российский фондовый индекс", — пояснил РБК Осборн. Эксперты, которые анализировали эти цифры, пришли к выводу, что если бы ЮКОС не попал под атаку, то доля GML в компании в 2010 г. стоила бы больше $100 млрд, добавил он.

GML в своем иске ссылается на условия Энергетической хартии, которую с 1991 г. подписало 51 государство, в том числе Россия (в 1994 г.). Ст. 26 этого соглашения защищает инвестиции в энергетический сектор, запрещает дискриминацию, нечестное и пристрастное судопроизводство. Россия нарушила эти требования, разоряя ЮКОС при помощи избирательного применения законов, что привело к незаконной экспроприации имущества компании, говорится в иске GML. Российские чиновники сомневались, что эти требования будут рассмотрены, так как Москва не ратифицировала Энергетическую хартию. Однако в конце 2009 г. Третейский суд признал, что хартия может быть применена, так как Москва поставила свою подпись под документом.

Интересы GML в этом процессе представляет французская юрфирма Shearman & Sterling, а Россию — международные Cleary Gotlieb и Baker Botts.

В конце 2013 г. после досрочного освобождения бывшего основного акционера ЮКОСа Михаила Ходорковского в СМИ появилась информация, что в ответ GML должна отозвать свои претензии к России. Но Ходорковский еще в 2004 г. передал контрольный пакет GML своему партнеру Леониду Невзлину, а после освобождения заявил, что не собирается его возвращать.

В интервью "Дождю" Невзлин сказал, что Ходорковскому не ставились такие условия при выходе на свободу. "Даже если бы они ставились, они вряд ли были бы релевантны", — подчеркнул бизнесмен. Вчера его представитель отказался комментировать процесс, переадресовав все вопросы Осборну. Так же поступил и адвокат Ходорковского Антон Дрель.

Вероятно, суд признает, что Россия нарушила условия Энергетической хартии, потому что иностранный инвестор был лишен имущества — акций компании ЮКОС, предполагал в беседе с РБК юрист компании, работающей с GML. Но вряд ли размер компенсации будет таким, как просят истцы. Признав факт нарушения, в качестве компромисса арбитры могут предложить сторонам договориться о компенсации, рассуждает он. Впрочем, вряд ли Россия признает это решение и согласится добровольно его исполнять, считает эксперт: вслед за решением наверняка последуют попытки ареста имущества и другие имиджевые потери, как было в случае со швейцарской Noga и немецким бизнесменом Францем Зеделмаейром, который требовал от России 5 млн евро потерянных инвестиций.

Осборн считает, что преждевременно говорить, что ответчик откажется выполнять решение. Россия принимала активное участие в судебном процессе и стоит ожидать, что она подчинится вынесенному решению, заключил он.

"