Posted 23 июня 2011,, 06:51

Published 23 июня 2011,, 06:51

Modified 20 августа 2022,, 20:24

Updated 20 августа 2022,, 20:24

На шельфе смогут работать только богачи

23 июня 2011, 06:51
РБК-Дейли Екатерина Сафонова Российские власти извлекли уроки из прошлогодней аварии на платформе BP в Мексиканском заливе. Вчера премьер-министр Владимир Путин заявил: к работе на шельфе будут допускаться только те компании, которые имеют достаточный объем финансовых средств для ликвидации форс-мажоров.
Сюжет
BP

Екатерина Сафонова

Российские власти извлекли уроки из прошлогодней аварии на платформе BP в Мексиканском заливе. Вчера премьер-министр Владимир Путин заявил: к работе на шельфе будут допускаться только те компании, которые имеют достаточный объем финансовых средств для ликвидации форс-мажоров. По сути, это означает, что разрабатывать морские месторождения смогут только российские госкомпании, остальным придется довольствоваться лишь ролью сервисных участников.

В соответствии с новыми требованиями разведку и добычу нефти на шельфе смогут вести только те компании, которые в случае аварии смогут полностью возместить ущерб, причиненный окружающей среде. Об этом заявил вчера на заседании президиума правительства премьер-министр Владимир Путин. По его словам, компании не только должны располагать необходимыми технологиями и специалистами, но и иметь "достаточный объем финансовых средств и резервов, чтобы при возможном форс-мажоре реализовать все необходимые мероприятия по предотвращению и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов" (цитата по РИА Новости).

В качестве примера в правительстве приводят прошлогоднюю катастрофу в Мексиканском заливе. Тогда ущерб от аварии на глубоководной платформе BP составил около 41 млрд долл. Для его финансирования британской компании пришлось активно распродавать активы, что существенно пошатнуло ее положение, однако благодаря своей финансовой устойчивости компании удалось выкарабкаться.

Между тем Минприроды по-прежнему предлагает расширить список претендентов на разработку шельфовых месторождений, включив в него частные нефтегазовые компании. По мнению главы ведомства Юрия Трутнева, это станет единственным стимулом для активизации работы по разработке шельфов. "Когда компании работают практически в монопольном положении, то уговаривать их осваивать новые месторождения достаточно бессмысленно", — пояснил он. В настоящее время законодательство позволяет вести работу по добыче углеводородов на российском шельфе только компаниям с госучастием, таким как "Газпром", "Роснефть" и "Зарубежнефть".

По мнению аналитика UniCredit Securities Артема Кончина, поправки в законодательство ограничат круг претендентов на разработку шельфовых месторождений российскими нефтегазовыми мейджорами, даже если частные компании и будут допущены на шельф. При этом под достаточным объемом финансовых средства понимается не только наличие денежных средств на счетах, но и возможность свободного доступа к рынкам капитала и монетизации активов, если возникнет необходимость покрытия ущерба, поясняет аналитик.

Таким образом, если поправки будут приняты, работать на шельфе смогут только крупнейшие российские компании, за исключением "Башнефти" и "Татнефти", у которых в настоящее время не очень хорошая ситуация с долгом, заключает г-н Кончин.

"