Posted 23 июня 2009,, 07:09

Published 23 июня 2009,, 07:09

Modified 20 августа 2022,, 21:09

Updated 20 августа 2022,, 21:09

"Газпром" развязал руки туркменам

23 июня 2009, 07:09
Главный вопрос – размер уступок НГ На днях «Газпром» начнет переговоры с Туркменией, в ходе которых стороны попытаются согласовать формулу цены, по которой центрально-азиатский газ будет поставляться в Россию и далее в Европу. В минувшую пятницу вице-премьер Игорь Сечин отметил, что недавний визит руководства холдинга в Ашхабад был позитивен, что, по его мнению, говорит о сближении позиций в этом вопросе.

Главный вопрос – размер уступок

На днях «Газпром» начнет переговоры с Туркменией, в ходе которых стороны попытаются согласовать формулу цены, по которой центрально-азиатский газ будет поставляться в Россию и далее в Европу. В минувшую пятницу вице-премьер Игорь Сечин отметил, что недавний визит руководства холдинга в Ашхабад был позитивен, что, по его мнению, говорит о сближении позиций в этом вопросе. Эксперты отмечают, что переговоры будут непростыми, поскольку «Газпром», взявший на себя явно завышенные обязательства как по объемам, так и по цене закупки топлива, сегодня не может их выполнить, учитывая резкое падение спроса и снижение мировых цен.

Главный вопрос – размер уступок, на которые российская компания может и должна будет пойти, пытаясь сохранить монопольное право на поставки из Центрально-Азиатского региона.

«Визит главы «Газпрома» Алексея Миллера в Туркмению был позитивен, и стороны начинают переговорный процесс по формуле цены», – заявил журналистам Сечин. И добавил, что, по его мнению, позиции сторон сближаются.

Напомним, что в рамках визита Миллера в Ашхабад 15 июня состоялась его встреча с президентом Туркмении Гурбангулы Бердымухамедовым. Как отметила пресс-служба российского холдинга, «в ходе встречи был отмечен долгосрочный характер партнерства России и Туркмении в газовой сфере. Обсуждались планы стратегического сотрудничества, а также вопросы взаимодействия «Газпрома» и «Туркменнефтегаза» в 2009–2010 годах». Впрочем, более подробных комментариев по поводу того, о чем конкретно шла речь и о чем могли договориться представители сторон, «Газпром» не сообщает.

Между тем еще в мае «Газпром» предложил Ашхабаду либо сократить объемы поставок во втором квартале на 80%, либо снизить цену в связи с уменьшением закупок топлива Украиной, что, в свою очередь, вызвало явное неудовольствие туркменского руководства, которое в очередной раз заявило о намерении продавать газ странам Евросоюза. В том числе и по газопроводу Nabucco.

Эксперты отмечают, что «Газпрому» предстоят крайне тяжелые переговоры, исход которых пока неясен. «С января по май текущего года поставки газа из Туркмении составили всего около 7 миллиардов кубометров, тогда как в прошлые годы этот показатель был многократно выше – около 45–47 миллиардов кубометров, – отмечает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. – Труба из Туркмении остается практически незаполненной, и «Газпром» таким образом не только нарушает ранее взятые на себя обязательства, но еще и развязывает руки Ашхабаду».

«Стороны могут договориться о сохранении среднеевропейской цены – 350–370 долларов за тысячу кубометров. Это означает, что за вычетом 30-процентной таможенной пошлины и транспортных расходов чистая цена на туркменский газ составит на данный момент 195–200 долларов, – подсчитал ведущий аналитик ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров. – Естественно, что «Газпрому» это невыгодно, учитывая снижение цен и спроса на его продукцию как внутри России, так и в Европе. Тем не менее эту цену придется сохранить, одновременно настояв на снижении объемов поставок». В этом случае Туркмения потеряет запланированную выручку, которую придется компенсировать России. Таким образом, придется договариваться, однако сейчас остается только строить предположения на этот счет. «Наверное, это могут быть кредиты со стороны «Газпрома» либо разного рода обещания инвестировать в инфраструктурные проекты на территории Туркмении», – предполагает Александров. По его мнению, одним из наиболее приемлемых вариантов может быть проведение своповых, то есть обменных операций. «Например, Россия продает туркменский газ на китайский рынок, тогда как Туркмения – российское топливо, но уже на рынок европейский, – считает эксперт. – Для Ашхабада такая операция позволила бы получить большую прибыль за счет разницы между стоимостью газа в Китае и в Европе, а для «Газпрома» – сохранить контроль над газовыми потоками». Впрочем, этот самый контроль постепенно уходит – несмотря на заявления о том, что российский холдинг выкупил практически весь туркменский газ, в этом году запускается труба из Туркмении в Китай в 30 млрд. куб. м в год с возможностью расширения ее мощности. К тому же Ашхабад может не то чтобы денонсировать прежние договоренности с «Газпромом», а просто их пересмотреть, причем явно не в пользу российской компании, считает аналитик.

("НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА", 23.06.09, Сергей Куликов)

"