От скважины до конфорки

От скважины до конфорки
Новость

23 июня 2003, 10:44
"Газпром" отвечает за газоснабжение уже более половины российских потребителей Менее 10 лет назад газоснабжение российских потребителей не входило в сферу интересов «Газпрома». Обусловлено это было, во-первых, наследием советского периода (см. «Из истории газоснабжения»), а во-вторых, крайне низкими внутренними ценами на газ, которые устанавливало государство, на фоне ограниченной платежеспособности отечественного покупателя.

"Газпром" отвечает за газоснабжение уже более половины российских потребителей

Менее 10 лет назад газоснабжение российских потребителей не входило в сферу интересов «Газпрома». Обусловлено это было, во-первых, наследием советского периода (см. «Из истории газоснабжения»), а во-вторых, крайне низкими внутренними ценами на газ, которые устанавливало государство, на фоне ограниченной платежеспособности отечественного покупателя.

К настоящему моменту ситуация существенно изменилась: «Газпром» за несколько лет сформировал вертикаль, которую венчают уже не ГПЗ, а газораспределительные организации (ГРО). По их сетям газ поступает непосредственно потребителям — промышленным предприятиям, в котельные и населению.

О степени интереса «Газпрома» к газоснабжению России говорит тот факт, что с 2002 года компания впервые начала централизованно выделять средства на газификацию российских регионов, а также резервировать суммы на приобретение пакетов акций ГРО.

В данном материале речь пойдет о реализации газа потребителям, которые пользуются сетями низкого давления газораспределительных организаций. Это население, коммунально-бытовой сектор (котельные), а также мелкие промышленные предприятия (крупные потребители «голубого топлива» — такие, например, как ТЭЦ — чаще всего получают газ напрямую по газопроводу-отводу). Соответственно, под терминами «потребители газа», «внутренний рынок» и т.п. будет подразумеваться именно этот сегмент газового рынка.

Эволюция

Схема снабжения российских потребителей газом за последние 10 лет принципиально менялась дважды.

Начиналось все с достаточно короткой цепочки, в которой участвовали, по сути, только ГРО. Администрации регионов (которые преимущественно и контролировали ГРО в начале 90-х) становились собственниками газа после того, как он по газопроводу-отводу поступал на газораспределительную станцию (ГРС). ГРО по своим сетям доставляли газ потребителю. Тарифы на услуги ГРО и конечные цены на газ регулировались региональными и федеральной энергетической комиссиями (РЭК и ФЭК). Именно при этой системе газоснабжения, существовавшей до 1999 года, у регионов и образовалась большая часть задолженности за газ. Как результат, под контроль «Газпрома» за долги стали переходить первые ГРО.

В 1997 году «Газпром» создал дочернее предприятие «Межрегионгаз», у которого в 2000 году появилась своя «дочка» — «Регионгазхолдинг». Она получила в управление пакеты акций ГРО, которыми к тому времени владел «Межрегионгаз». Последний же был призван исправить ситуацию с региональными долгами и коренным образом изменить систему продаж. В регионах «Межрегионгаз» создал дочерние предприятия — «регионгазы», через которые теперь газ поступал в территории. Право собственности на газ переходило сначала «Межрегионгазу» , затем «регионгазу» и только потом — ГРО. Кроме того, все чаще «Газпром» требовал от покупателей предоплату за топливо. Результатом деятельности «Межрегионгаза» стало, во-первых, существенное расширение списка ГРО, подконтрольных «Газпрому», — их акции передавались «Регионгазхолдингу». Во-вторых, существенное снижение задолженности: совокупный долг за газ за период 1999-2002 годов уменьшился на 62,5 млрд рублей и на конец 2002 года составил 38,5 млрд. В настоящее время оплата потребителями текущих платежей составляет почти 100%, при этом доля «живых денег» в общем объеме расчетов оценивается в 96,9%.

В конце 2002 года «Газпром» вновь изменил цепочку реализации газа. Сегодня система находится в стадии трансформации, но в конечном счете «Межрегионгаз» перестанет продавать газ «регионгазам». В его ведении останутся поставки федеральным потребителям (например, армии), работа с должниками и развитие нового для России направления — биржевой торговли газом. За ГРО «Газпром» решил оставить только транспортные функции. Таким образом, цепочка вновь сократилась до одного звена — «регионгаза», который будет работать напрямую с потребителем. Только теперь это звено — «внучка» «Газпрома», а не контролируемая администрацией региона организация (подробнее о процессе перехода ГРО в собственность «Газпрома» и об их текущем состоянии см. «Газпром» в каждом доме» на стр. 104). Тарифы на услуги ГРО по-прежнему утверждает РЭК, равно как и инвестиционную надбавку, которая должна идти на развитие газификации и поддержание распределительных сетей в рабочем состоянии.

Понятно, что новая схема гарантировала «Газпром» от посредников, а следовательно, она позволит ему сохранить всю маржу от розничных продаж. Если добавить к этому, что «Газпром», являясь собственником газа и управляя ЕСГ, теперь еще активно участвует в газификации, а значит в формировании сети потребителей, становится очевидным, что компания заняла в подотрасли газоснабжения лидирующие позиции.

От программы до программы

В настоящее время протяженность распределительных сетей России почти вдвое превышает аналогичный показатель для СССР образца 1990 года (отчасти такие впечатляющие результаты объясняются разницей в учете газопроводов).

Определяющий вклад в развитие газификации внесла федеральная целевая программа «Газификация России на 1996-2000 годы». Хотя в целом по России большинство пунктов этой программы в каждом конкретном году не было выполнено на 100%, а ее действие из-за отставания с реализацией специальным указом продлевали еще на один год, страна все же получила более 135 тыс. км распределительных сетей и более 3,5 млн газифицированных квартир и домов. В целом план по сооружению сетей был выполнен на 62,8%, по газификации жилья — на 51,1%. Программа 1996-2000 годов была ориентирована в основном на организацию газоснабжения села: более 85% запланированных газопроводов (за исключением 1999 года) предполагалось проложить в сельской местности. По итогам реализации программы уровень газификации села в целом по стране возрос на 10%.

География реализации программы охватывала 78 регионов, в 64 из которых строились распределительные сети. Абсолютными лидерами по протяженности построенных в рамках программы сетей были республики Татарстан и Башкортостан с показателями 14451 и 12638,4 км соответственно. Кроме этих двух республик в полном объеме задания программы были выполнены также в Астраханской (подробнее см. «Теплый юг, холодный север» на стр. 96), Белгородской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Тюменской и Ульяновской областях, в республиках Адыгея и Кабардино-Балкария.

Программа 1996-2000 годов финансировалась преимущественно за счет средств областных и местных бюджетов и потребителей газа (в том числе и населения). Федеральный бюджет поддерживал реализацию программы в чисто символических объемах — выделялось около 100 млн рублей в год (как рассказали «НиК» в «Стройтрансгазе», в тот период на эти средства можно было проложить 2 км распределительных труб).

«Газпром» в рамках программы строил преимущественно газопроводы-отводы, которых было уложено около 3000 км. Понятно, что при таком составе источников финансирования большинство построенных сетей передавалось в собственность государства (или региона) и в конечном счете оказывалось на балансе ГРО.

Недостаток финансирования, усугубившийся дефолтом 1998 года и невведением запланированной надбавки на оптовые цены на газ, называют в числе главных причин невыполнения программы. Между тем список этих причин можно продолжать. Во-первых, сроки и объемы строительства газопроводов-отводов и распределительных сетей не были согласованы с подготовкой потребителей к приему газа. В результате простаивали построенные сети, а значит, на длительные сроки замораживались вложенные средства. Во-вторых, многие показатели программы были определены на основе генеральных схем газоснабжения 10-15-летней давности. В итоге в районах, в которых планировалось существенное увеличение потребления газа и к которым проектировались мощные газопроводы, потребители оказывались не в состоянии не только платить за газ, но даже потреблять его.

Параллельно с федеральной программой газификации в некоторых регионах создавались программы собственные, в реализации которых непосредственное участие принимал «Газпром» или его дочерние предприятия. Эти региональные программы разрабатывались совместно с «Газпромом» и часто финансировались компанией и бюджетом субъекта Федерации пополам. Началу работ по региональным программам предшествовало подписание соглашения о сотрудничестве между администрацией и «Газпромом» и (в ряде случаев) договора о газификации. Пионерами в реализации региональных программ были Астраханская и Орловская области. За 1996-2001 годы в этих областях в рамках сотрудничества с «Газпромом» было построено соответственно 1512 и 2150 км распределительных газопроводов, что в Астраханской области в три раза превышает, а в Орловской совпадает с объемом «программного» строительства.

После 2001 года газификация фактически вышла из-под централизованного госконтроля и стала «личным» делом регионов. В такой ситуации необходимым условием прогресса в газификации стало сотрудничество региональных администраций с «Газпромом». Интерес «Газпрома» к такому сотрудничеству носит двоякий характер. Во-первых, «Газпром» заинтересован в снижении затрат на эксплуатацию газопроводов ЕСГ, которого можно достичь в рамках компетенции региональных властей. Во-вторых, «Газпром» осуществляет переселение своих сотрудников из районов Крайнего Севера на Большую землю, а значит, строит для них жилье. Естественно, компания заинтересована в получении льгот на это строительство. Именно по этим причинам газификация в конце XX — начале XXI века наиболее активно шла в Центральном федеральном округе и на юге России.

На сегодняшний день «Газпром» заключил соглашения уже с 64 субъектами Федерации, однако финансирует работы по газификации не во всех из них. В прошлом году (учитывая дополнения к основному документу) в список «счастливчиков» попало 14 регионов, на газификацию которых «Газпром» выделил 2,1 млрд рублей. Максимальные вливания, по данным «НиК», были сделаны в Кировскую область (468 млн) и Краснодарский край (400 млн). Еще 360 млн рублей «Газпром» потратил на приобретение в собственность газовых сетей.

В нынешнем году «Газпром» готов работать уже с 34 регионами. Больше всего новых партнеров у компании появилось в Приволжском (6) и Центральном (5) федеральных округах. Согласно плану, в 2003 году «Газпром» выделит на газификацию примерно 3,5 млрд рублей. На этот раз наиболее масштабное финансирование будет развернуто в той же Кировской (370 млн) и Калужской (260 млн) областях (подробнее см. «Сетевой газ придет в калужские деревни» на стр. 94).

Таким образом, газификация развивается и без федеральной программы. Между тем все причастные к процессу структуры признают необходимым формирование новой федеральной программы на период 2003-07 годов.

На основании приказа министерства энергетики №331 от 27.09.2002 была образована рабочая группа по подготовке Отраслевой программы газификации регионов Российской Федерации. В ее состав вошли представители аппарата правительства РФ, министерства энергетики, федеральных округов, министерства экономического развития и торговли, министерства финансов, ФЭК, «Газпрома» и других заинтересованных организаций.

Первое, с чего начали разработчики новой программы, это с определения источников ее финансирования. Регионы уже внесли свои предложения, и после их анализа оказалось, что на себя субъекты Федерации готовы взять 33,2% оплаты газификации. 11,7% предполагается собрать непосредственно с потребителей газа, 5,2% даст надбавка к тарифу ГРО, а 12,9% составят инвестиционные средства «Газпрома». Оставшиеся 37% в регионах рассчитывают получить из федерального бюджета.

Однако в бюджете этого года средства на газификацию не заложены, и в ближайшие годы такая статья в нем вряд ли появится. Получается, что новая программа сразу же сталкивается с проблемами программы старой, а именно — с недостатком финансирования. Перед разработчиками программы и перед регионами сейчас стоит задача найти «государственные» 37% в других источниках. Среди таких источников, по мнению специалистов газовой отрасли, могут быть долговременные государственные кредиты, амортизационные средства, пересмотр тарифов на газ, реинвестирование ранее вложенных средств и т.д.

По замыслу разработчиков, краеугольным камнем новой программы должна стать экономическая эффективность газификации каждого конкретного населенного пункта. Особое внимание в программе намерены уделить внедрению энерго- и газосберегающих технологий. Кроме того, в программу планируется включить раздел, посвященный расширению использования природного газа в качестве моторного топлива.

В целом можно сказать, что если первая программа носила прежде всего социальный характер, то готовящийся документ (хотя газификация — процесс априори социальный) призван разными путями обеспечить возврат вкладываемых в газификацию средств.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter