Posted 23 мая 2011,, 06:49

Published 23 мая 2011,, 06:49

Modified 20 августа 2022,, 20:25

Updated 20 августа 2022,, 20:25

Бензиновый кризис шагает по стране

23 мая 2011, 06:49
Независимая газета Михаил Сергеев На прошедшую неделю выпали самые разные события, которые все вместе дали очень точное представление о нынешнем состоянии российской экономики. Начиная со среды новостные агентства сообщали о новом витке бензинового кризиса, о падении реальных доходов населения, об ускорении оттока капитала из страны.

Михаил Сергеев

На прошедшую неделю выпали самые разные события, которые все вместе дали очень точное представление о нынешнем состоянии российской экономики. Начиная со среды новостные агентства сообщали о новом витке бензинового кризиса, о падении реальных доходов населения, об ускорении оттока капитала из страны. Одновременно президент Дмитрий Медведев признал, что власти "не смогли диверсифицировать ситуацию в экономике", "не смогли уйти от сырьевого роста", "не смогли изменить в достаточной мере инвестиционный климат", "не добились кардинального улучшения положения наших людей".

Среди европейских стран Россия выбилась в лидеры по уровню взяточничества в бизнес-среде – в этой сфере наша страна заняла второе место среди государств, где предприниматели "выражают благодарность" в наличной форме. И, наконец, эту картину маслом дополняет очень невысокое место России в рейтинге национальной конкурентоспособности, который в пятницу опубликовала швейцарская бизнес-школа IMD. Среди 59 стран Россия оказалась на 49-м месте, пропустив вперед все страны БРИКС, а также соседний Казахстан. В этом рейтинге страны сравниваются по трем сотням показателей, объединенных в четыре группы: "состояние экономики", "эффективность правительства", "эффективность бизнеса" и "состояние инфраструктуры". Примечательно, что по показателю "эффективность правительства" Россия последние пять лет уверенно сползает все ниже: с 39-го места в 2007 году до 46-го места в 2011-м. Хуже, чем в России, с национальной конкурентоспособностью обстоят дела в Румынии, Аргентине, Болгарии, Греции, Украине и Южной Африке.

Каждое из перечисленных событий само по себе можно объяснить неудачным стечением обстоятельств, объективными причинами или происками недоброжелателей, которые составляют неприятные для России международные рейтинги. Однако все вместе эти новости описывают тот самый российский компот, из-за которого инвесторы предпочитают уводить деньги из страны, а молодые специалисты ищут рабочие места за рубежом.

Относительно новым ингредиентом "российского экономического компота" на прошлой неделе стали призывы глав регионов к Москве с просьбой хоть как-то разрешить проблему дефицита бензина. В четверг глава правительства Республики Тыва направил телеграмму на имя министра энергетики РФ Сергея Шматко, в которой попросил главу федерального ведомства оказать содействие в решении проблемы обеспечения горюче-смазочными материалами". В столице Тувы введены ограничения на объем продажи бензина, который почти повсеместно продается только по талонам.

В Минэнерго, естественно, обвинили в обострении дефицита независимых автозаправщиков. Однако вице-премьер Игорь Сечин считает, что проблема глубже. Основная причина бензинового кризиса, по его словам, это состояние нефтепереработки в России в целом. Для исправления ситуации власти обсуждают конкретные решения: "создание независимого переработчика, создание или покупка на рынке нефтеперерабатывающих мощностей", которые можно было бы использовать для процессинга нефти для малых и средних компаний.

Но эффект от всех этих "конкретных решений" – даже если они начнут реализовываться прямо сегодня – проявится в лучшем случае через много месяцев. А скорее всего через несколько лет. Поэтому автовладельцам и региональным властям нужно привыкать жить в условиях бензиновой лихорадки, которая надолго поселилась не только в Туве, но и по всей России. Так, в пятницу Интерфакс сообщил о подготовке акции протеста водителей маршрутных такси в Чите, где растет недовольство дефицитом бензина и ростом цен, в том числе и на газ.

"