Posted 23 марта 2022, 08:14
Published 23 марта 2022, 08:14
Modified 17 сентября 2022, 07:20
Updated 17 сентября 2022, 07:20
Все большее число европейских стран надеется снижением налогов на топливо совладать с растущими ценами на АЗС. Этому, естественно, рады автомобилисты, однако защитники окружающей среды утверждают, что такая мера идет вразрез с обязательствами по сдерживанию глобального потепления.
Рост международных цен на нефть на фоне спецоперации на Украине впервые привел к тому, что цены на бензин в большей части Европы превысили €2 ($2,21) за литр, что легло тяжелым бременем на владельцев автомобилей и промышленность.
Ситуация на рынке топлива, по сути, превращается в политическую проблему, вынуждая правительства принимать меры. В 2018 году, напомним, расходы на топливо спровоцировали протестное движение «желтых жилетов» во Франции. А 10 апреля этого года пройдет первый тур выборов президента страны, и позиции Макрона недостаточно крепки.
В пятницу, как сообщают СМИ, Италия пообещала снизить цены на бензин и дизельное топливо на €0,25 за литр до конца апреля, финансируя эту меру за счет единовременного налога на энергетические компании, чья прибыль выросла за последние шесть месяцев. Франция, в свою очередь, пообещала скидку в размере €0,15 за литр в течение четырех месяцев с 1 апреля, которая обойдется государственной казне в почти €3 млрд. Швеция также объявила об аналогичных мерах.
Отметим, меры поддержки были приняты странами Евросоюза и до спецоперации, спровоцировавшей очередной взлет цен на энергоносители, — энергокризис бушует в мире с 2021 года. Так, DW.com в феврале сообщала, что в 18 государствах ЕС малообеспеченные жители получили или продолжают получать субсидии, в 13 заморозили цены на энергию, 11 правительств временно снизили или полностью отменили налог на добавленную стоимость (НДС) и различные энергетические налоги.
Климатические активисты и некоторые экономисты критикуют этот подход, заявляя, что цена помощи - климатический кризис. Власти должны сокращать субсидии, которые наносят ущерб окружающей среде, а не увеличивать их; предлагать финансовые стимулы для людей, чтобы они пользовались общественным транспортом, каршерингом или экологичным транспортом (велосипеды упоминаются чаще всего). В качестве альтернативы предлагается просто раздача средств, которые можно потратить и на бензин, но это все же не прямое поощрение использования автомобилей с ДВС.
Аналитический центр ЕС по вопросам политики Eurointelligence назвал принимаемые меры властей «ошибочными» и «регрессивными», поскольку они субсидируют владельцев автомобилей среднего класса вместо того, чтобы помогать домохозяйствам, наименее способным вынести бремя роста цен на энергоносители.