Posted 23 марта 2010,, 07:45

Published 23 марта 2010,, 07:45

Modified 20 августа 2022,, 20:29

Updated 20 августа 2022,, 20:29

Роман Котенко: "В текущем году ждем прироста объемов"

23 марта 2010, 07:45
ТРАНСПОРТ Дочерняя транспортная компания "СИБУР Холдинга" преодолела кризисный 2009 год без падения объемов перевозки. О перспективах развития компании "Транспорту" рассказал генеральный директор "СИБУР-Транса" Роман Котенко. Роман Котенко: "В текущем году ждем прироста объемов" "Транспорт": Роман Алексеевич, каковы итоги работы компании в 2009 году и прогнозы на текущий год?
Сюжет
СИБУР

Дочерняя транспортная компания "СИБУР Холдинга" преодолела кризисный 2009 год без падения объемов перевозки. О перспективах развития компании "Транспорту" рассказал генеральный директор "СИБУР-Транса" Роман Котенко.

Роман Котенко: "В текущем году ждем прироста объемов"

"Транспорт": Роман Алексеевич, каковы итоги работы компании в 2009 году и прогнозы на текущий год?

— В 2009 году объемы перевозок грузов нашей компанией сохранились на уровне 2008 года и составили 7,5 млн тонн. При этом в 2008 году мы показали рост 6% относительно 2007. По предварительным прогнозам, в 2010 году ожидается рост объемов перевозок в районе 9%.

Отмечу, что "СИБУР" — компания экспортно ориентированная, и если брать динамику к 2007 году, то в 2009 экспортные перевозки, основную долю которых занимают сжиженные углеводородные газы (СУГ), увеличились на 30%.

"Транспорт": Правильно ли считать, что "СИБУР-Транс" — компания одного клиента?

— Практически 100% объемов перевозок "СИБУР-Транса" — это ресурс "СИБУРа". До 2009 года можно было сказать, что мы обслуживаем двух клиентов, но в мае прошлого года нефтехимического трейдера Citco, с которым мы работали, купил "СИБУР".

Основные объемы перевозок, как я уже отмечал, приходятся на СУГ. Это порядка 60%. На втором месте наливные грузы, прежде всего бензин газовый стабильный, затем полимеры и каучуки. Всего мы перевозим 72 наименования продукции.

"Транспорт": Каковы основные направления экспортных перевозок? Будет ли развиваться экспорт через порт Темрюк?

— Основная доля перевозок СУГ идет через порты Одесса и Ильичевск, и именно эти направления мы динамично развиваем.

Что касается Темрюка, то через этот порт у нас была только опытная перевозка СУГ. В 2008 году мы перевезли здесь незначительный объем груза и на этом закончили. Причины в отказе от данного направления кроются в недостаточном развитии инфраструктуры порта. И, что важнее, Темрюк не имеет возможности принимать крупнотоннажные суда. В 2010 году использование этого направления компанией не планируется.

"Транспорт": Установленный ФСТ на 2010 год коэффициент исключительного тарифа 0,9 для перевозки СУГ на маршруте Тобольск — Темрюк не повлияет на этот прогноз?

— Думаю, нет, поскольку одновременно с этим регулятор установил более весомую скидку в размере 55% на одесском направлении. Будь Темрюк готов принимать и переваливать значительные объемы, "СИБУР" обосновал бы в ФСТ необходимость большей скидки для перевозок в данном направлении. Но, как я уже сказал, выбора у нас нет, и мы едем через украинские порты.

"Транспорт": При этом "СИБУР" продолжает реализацию проекта по строительству собственного терминала в Усть-Луге. Какова здесь роль Вашей компании?

— "СИБУР-Транс" выступает здесь только как технический консультант в вопросах возведения сливных эстакад и пункта подготовки вагонов перед отправкой. В целом этим проектом, направленным на диверсификацию направлений сбыта, занимается "СИБУР-Портэнерго". Предполагается, что с вводом терминала грузопоток будет переориентирован с украинских портов на Усть-Лугу. При этом собственный порт плюс внутрироссийский железнодорожный тариф обеспечат более эффективную экономику экспорта.

"Транспорт": Какой инфраструктурой оперирует сегодня "СИБУР-Транс"?

— "СИБУР Холдингом" было принято корпоративное решение, согласно которому с 2008 года вся железнодорожная инфраструктура — транспортные предприятия или железнодорожные цеха, входившие в состав "дочек" холдинга, переданы в управление "СИБУР-Транса". Таким образом, у нас порядка 300 км путей необщего пользования и более 40 маневровых локомотивов, задействованных в транспортном обеспечении потребностей предприятий "СИБУРа".

"Транспорт": Как развивается парк компании, есть ли планы по наращиванию численности вагонов или контейнеров?

— Всего в нашем оперировании сейчас находится порядка 3,5 тыс. вагонов и контейнеров. За 2009 год прирост парка составил 200 газовых контейнеров производства "Алтайвагона" и ВКМ.

Программа обновления подвижного состава на 2010 год предусматривает закупку 1,6 тыс. цистерн для перевозки СУГ. Основную часть заказа планируется разместить на ВКМ, качество, цена и сроки которой нас вполне устраивают. Мы готовы были рассмотреть вопрос о размещении здесь данного заказа полностью, но предприятие несколько ограничено по мощности, а нам этот парк нужен быстро. Поэтому часть заказа будет размещена на "Азовмаше".

Развивать парк универсального подвижного состава и сухих контейнеров компания не намерена — рынок насыщен, и сейчас их проще арендовать.

"Транспорт": Партия танк-контейнеров, о которой Вы упомянули, приобретена под конкретный проект?

— Да, для перевозки пропанбутановой смеси (СПБТ) с Нягани. Проект по транспортному обеспечению "Няганьгазпереработки" стартовал более двух лет назад и начинался с перевозки 1 тыс. тонн в месяц. На сегодняшний день мы везем 17 тыс. тонн в месяц.

Отмечу, что это — одна из наших "контейнерных программ". Ввиду того, что завод находится вдали от железной дороги, СПБТ наливается в танк-контейнер непосредственно на предприятии, устанавливается на автомобильную платформу и тягачом транспортируется на расстояние 30 км на собственную базу "СИБУР-Транса". Там контейнеры накапливаются, грузятся на железнодорожные платформы и отправляются. Объемы перевозок здесь — не менее 200 тыс. тонн в год, и есть перспектива увеличения. Для их обеспечения задействовано порядка 1 тыс. контейнеров, среди которых 200 единиц "СИБУР-Транса", остальные — компаний "Спецтрансгарант" и TANK YARD. Платформы у операторов свои, у нас арендованные (сегодня с этим проблем нет, платформ на рынке в избытке).

Данная технология востребована там, где отсутствует возможность погрузки непосредственно в цистерну. Перевозка СПБТ в танках дороже, чем в цистернах, но строительство нефтепровода до железной дороги и погрузочной эстакады может быть еще дороже.

"Транспорт": Вы говорили, что транспортировка СПБТ из Нягани — не единственная масштабная контейнерная программа "СИБУР-Транса"...

— Да. В 2009 году, например, вдвое увеличились перевозки полиэтилена "Томскнефтехима" в адрес Китая. Если раньше весь объем этого груза шел в крытых вагонах через Забайкальск, то с апреля 2009 года грузопоток контейнеризирован и отправляется через порты Дальнего Востока. Это новая программа "СИБУРа", "СИБУР-Транса" и Citco.

Также в прошедшем году мы серьезно развили программу перевозок в танк-контейнерах нефтехимии — дихлорэтана, стирола, спиртов, этиленгликоля. Объем перевозок за два года вырос с нуля до 150 тыс. тонн. Речь идет как о внутренних перевозках (в интересах компаний холдинга), так и об экспорте. К слову, для нефтехимии с точки зрения тарификации контейнеры применять выгоднее, чем цистерны. К тому же многие химические цистерны близки к списанию по сроку службы, а строительство новых экономически неоправданно из-за дороговизны. Мы видим, что технология эффективна, но чтобы ее развить, нарастить объемы перевозок, необходима модернизация точек погрузки непосредственно на заводах и систем слива на предприятиях-грузополучателях. Такая программа в холдинге разработана и реализуется.

"Транспорт": В конце 2009 года "СИБУР" и РЖД подписали стратегическое соглашение о сотрудничестве. Какова роль "СИБУР-Транса" в его реализации?

— По северным заводам "СИБУ-Ра" идет увеличение производства, соответственно, ожидается и прирост объемов перевозок. В соглашении с РЖД зафиксированы плановые темпы прироста, поскольку это потребует усиления инфраструктуры со стороны РЖД. Речь идет, в частности, о некоторой модернизации станции Тобольск. В развитие упомянутого документа уже подготовлено и находится в стадии подписания соглашение между "СИБУР-Трансом" и Свердловской железной дорогой.

"Транспорт": "СИБУР-Транс" выступил соучредителем некоммерческого партнерства "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава". Среди вопросов, которые будет решать вновь созданное отраслевое объединение, есть и развитие частной локомотивной тяги. Как в Вашей компании относятся к данной проблеме?

— Применение приватных локомотивов на путях общего пользования имеет право на жизнь, что доказано опытом работы наших коллег из "Балттранссервиса" и "Трансойла". Но у "СИБУР-Транса" в ближайшей перспективе таких планов нет.

"