Posted 22 июня 2011,, 06:42

Published 22 июня 2011,, 06:42

Modified 20 августа 2022,, 20:25

Updated 20 августа 2022,, 20:25

ЛУКОЙЛ разочаровался в Колумбии

22 июня 2011, 06:42
РБК-Дейли Петр Гельтищев До конца финансового года ЛУКОЙЛ может принять решение о закрытии двух проектов в казахском секторе Каспия, а также полностью свернуть свою деятельность в Колумбии. Кроме того, корпорация намерена передать блок "Хунин-3" в Венесуэле Национальному нефтяному консорциуму (ННК). Эксперты отмечают, что сухие скважины обойдутся компании в десятки миллионов долларов, но в долгосрочной перспективе оградят ее от необоснованных рисков и расходов.
Сюжет
ЛУКОЙЛ

Петр Гельтищев

До конца финансового года ЛУКОЙЛ может принять решение о закрытии двух проектов в казахском секторе Каспия, а также полностью свернуть свою деятельность в Колумбии. Кроме того, корпорация намерена передать блок "Хунин-3" в Венесуэле Национальному нефтяному консорциуму (ННК). Эксперты отмечают, что сухие скважины обойдутся компании в десятки миллионов долларов, но в долгосрочной перспективе оградят ее от необоснованных рисков и расходов.

Отсутствие коммерческих запасов нефти, как пояснили в компании, стало основной причиной отказа ЛУКОЙЛа от дальнейшей работы над колумбийскими и казахскими проектами, сказали РБК daily в компании. В случае с Казахстаном речь идет о Тюб-Караганском и Аташском участках. Когда в 2004 году ЛУКОЙЛ входил в эти проекты, их запасы оценивались в 150 млн и 130 млн т соответственно. Однако первая же разведывательная скважина, пробуренная в 2005 году, оказалась сухой. Последующие попытки обнаружить существенные запасы сырья также не имели ощутимых результатов.

"Ситуация близка к закрытию" и в Колумбии. Здесь к сухим скважинам прибавилось еще и отсутствие партнера, готового разделить геологические риски. "Длительное время мы пытались найти соинвестора, но безрезультатно", — посетовали в компании. Только в прошлом году ЛУКОЙЛ, владеющий 70% акций в проекте "Кондор" (остальные 30% принадлежат местной Ecopetrol), был вынужден списать более 100 млн долл. Суммарно ивуарийские и колумбийские скважины обошлись компании в прошлом году в 225 млн долл. По мнению экспертов, и в 2011-м потери будут исчисляться десятками миллионов долларов.

ЛУКОЙЛ не готов дальше в одиночку рисковать деньгами и в Венесуэле. "Есть предложение "Хунин-3" передать ННК (консорциум "Роснефти", ЛУКОЙЛа, ТНК-BP, "Сургутнефтегаза" и "Газпром нефти"), который ведет разработку блока "Хунин-6", — сообщили в компании. Там также пояснили, что сам участок расположен в дельте реки Ориноко, но в существенном удалении от берега, что делает необходимым строительство трубопровода. Однако качество местной нефти таково, что доставлять его по трубе не представляется возможным. "Для нефти такой вязкости нужно строить НПЗ или апгрейдер. Это очень дорогое мероприятие — несколько миллиардов долларов. В одиночку и ради одного блока это делать невыгодно", — пояснили в ЛУКОЙЛе.

Как полагают эксперты, отказ от участия во всех перечисленных проектах вряд ли сильно скажется на компании. Напротив, отказавшись от них сейчас, ЛУКОЙЛ может избежать существенных потерь в долгосрочной перспективе. По мнению начальника отдела инвестиционного анализа УК "Универ" Дмитрия Александрова, участие в таких проектах идет вразрез со стратегией ЛУКОЙЛа по максимизации удельного финансового результата. "Бизнес, в частности в Венесуэле, учитывая качество нефти, не может быть высокорентабельным. Вкладывать огромные деньги в создание масштабной инфраструктуры в нестабильных странах слишком рискованно", — считает эксперт. С ним соглашается и заместитель руководителя аналитического департамента "Алор Инвест" Дмитрий Лютягин, по словам которого у ЛУКОЙЛа есть и другие по-настоящему интересные проекты. "Если ничего не нашли, а альтернативных предложений не поступило, то зачем дальше вкладывать все больше средств в попытки хоть что-то найти. Просто чтобы сказать: "У нас идет активная экспансия за рубежом". Лучше сконцентрироваться на проектах с гарантированной отдачей, например в Ираке", — полагает аналитик.

В то же время выход из казахских проектов, который не должен создать серьезных проблем ЛУКОЙЛу в краткосрочной перспективе, может иметь далеко идущие последствия. "Очередные сухие скважины бьют по перспективе. Встает вопрос о переоценке нефтегазоносности региона. При этом казахский сектор Каспия является ключевым для ЛУКОЙЛа. Под него много заточено, в том числе КТК (Каспийский трубопроводный консорциум)", — подытожил Дмитрий Александров.

"