Posted 22 мая 2009,, 10:00

Published 22 мая 2009,, 10:00

Modified 20 августа 2022,, 21:10

Updated 20 августа 2022,, 21:10

Один, совсем один

22 мая 2009, 10:00
«ПетроРесурс» продолжает осваивать калмыцкий шельф без участия «Газпрома» Два года назад «Газпром» подписал со шведской Lundin Petroleum колл-опцион на выкуп у нее контрольного пакета акций ООО «ПетроРесурс», владеющего лицензией на геологическое изучение Лаганского блока на шельфе Каспия с потенциальными ресурсами в 800 млн баррелей нефтяного эквивалента.
Сюжет
Газпром

«ПетроРесурс» продолжает осваивать калмыцкий шельф без участия «Газпрома»

Два года назад «Газпром» подписал со шведской Lundin Petroleum колл-опцион на выкуп у нее контрольного пакета акций ООО «ПетроРесурс», владеющего лицензией на геологическое изучение Лаганского блока на шельфе Каспия с потенциальными ресурсами в 800 млн баррелей нефтяного эквивалента. Опцион до сих пор не реализован, хотя сам факт его существования обеспечил шведской компании сначала сохранение лицензии (условия которой он нарушил), а затем и ее продление до 2014 года. Надо полагать, газовая монополия сохраняет интерес к проекту, обеспечивающему ей достаточно легкий выход на каспийский шельф, но ждет подтверждения прогнозов по запасам, которое должна дать разведка трех нефтеносных структур. Результаты прошлогоднего бурения двух первых разведочных скважин на структуре Морская вполне подтверждают прогнозы. Бурение третьей — на Петровской структуре — запланировано на осень 2009. Согласно прогнозам, она должна вскрыть запасы, на порядок превышающие результаты, показанные предыдущей разведкой.

Серьезное изучение калмыцкого участка шельфа Каспия началось в 1999 году. Этим на основании разведочной лицензии занимался ГНЦ «Южморгеология». Заказчиком и инвестором работ была «Калмнефть», которую до 2004 года контролировал калмыцкий предприниматель Владимир Болдырев. За пять лет действия лицензии он инвестировал в изучение шельфа и разработку технологий добычи углеводородов, исключающих негативное воздействие на экосистему региона (см. «Система Болдырева»), около $5 млн. В ходе этих исследований на шельфе был выделен Лаганский морской участок площадью около 6 тыс. км2, на котором обозначены перспективные нефтегазоносные структуры.

То, что изучение калмыцкого шельфа дало положительный результат, стало понятно уже в 2001 году, после подведения предварительных итогов исследований. Первая информация о них была обобщена в конце 2003 года: предварительные прогнозные ресурсы Лаганского морского участка оценивались в 415 млн тонн н. э. Калмыкии впору было объявлять национальный праздник. Однако к этому времени у Болдырева испортились отношения с президентом Калмыкии Кирсаном Илюмжиновым. В результате этого конфликта предприниматель потерял и «Калмнефть», и инвестиции, и возможность продолжить исследование шельфа.

Лагань под шведами

В августе 2004 года, то есть вскоре после того, как наличие на Лаганском блоке серьезных извлекаемых ресурсов углеводородов было фактически доказано, лицензия на его дальнейшее изучение была выдана никому не известному ООО «ПетроРесурс». При этом МПР без лишних объяснений отказало в продлении лицензии успешной «Южморгеологии». Как затем оказалось, «ПетроРесурс» принадлежал кипрскому офшору Minteley (Caspian) Ltd., контролируемому в свою очередь некой компанией Minteley Kalmykia Ltd. (по неофициальным данным, она представляла интересы руководства Калмыкии и вышедших в отставку крупных чиновников МПР и Роснедр, которые и обеспечили выдачу «Петроресурсу» лицензии).

В соответствии с лицензионным соглашением новый недропользователь должен был в течение 5 лет провести сейсмические исследования 2D и 3D, а также пробурить 4 разведочные скважины. В частности, в 2006 году одну на Морской структуре Лаганского блока. По прогнозам, она должна была вскрыть продуктивные пласты нового месторождения с запасами нефти порядка 60 млн тонн.

Входило ли в планы тогдашних владельцев «Петро-Ресурса» выполнение этих условий, неизвестно. Однако уже через год они уступили контроль над этой компанией (70%) канадской Valkyries Petroleum, входящей в состав Lundin Group, контролируемой семьей шведских бизнесменов Лундин (см. «Шведы на калмыцком шельфе» в «НиК» №6, 2006 г.).

Комментируя эту сделку, «НиК» сделал тогда предположение, что, получив в распоряжение перспективный участок на каспийском шельфе, Lundin Grоup рассчитывает повысить капитализацию Valkyries. Сначала за счет опубликования результатов исследовательских работ, выполненных «Южморгеологией» для «Калмнефти», затем за счет новых открытий, практически гарантированных этими результатами, и автоматического получения (в соответствии с действовавшим тогда законодательством) права эксплуатации открытых месторождений.

И действительно, к началу 2006 года были обнародованы новые расчеты потенциала Лаганского блока, выполненные DeGolyer & MacNaughton. Перспективные ресурсы его Морской и Лаганской структур были оценены в диапазоне от 62 млн до 206 млн тонн при оптимальной оценке около 130 млн тонн н. э. После этого капитализация Valkyries выросла почти в 3 раза. Правда, в этом успехе смущало одно обстоятельство: расчеты базировались не на результатах проведенного недропользователем разведочного бурения (к нему еще не приступали), а на результатах успеха «ЛУКОЙЛа». Как раз в это время компания объявила об открытии на соседней с Лаганским блоком Южно-Ракушечной структуре Северного лицензионного блока месторождения (названного затем именем Владимира Филановского) с извлекаемыми запасами 77 млн тонн нефти и 34 млрд м3 газа.

То есть потенциал Лаганского блока был удвоен без особых усилий Valkyries. При этом был реальный шанс увеличить капитализацию компании еще в 2-3 раза, если по результатам бурения здесь будут найдены продуктивные пласты. Сразу же после открытия «ЛУКОЙЛа» Valkyries заявила, что начнет строительство разведочной скважины на Морской структуре в конце II квартала 2006 года. Сообщалось, что она должна вскрыть три основных пласта в меловых и юрских отложениях на глубинах от 800 м до 1600 м, а точка бурения будет определена по итогам проведенной сейсморазведки 2D.

Такая информация в соответствии со сценарием подогревала интерес к Valkyries, работая на рост котировок ее акций. В этих условиях Лундин решил, что калмыкский успех должен работать на капитализацию не канадской «дочки», а всей Lundin Petroleum: летом 2006 года материнская компания поглотила Valkyries.

Однако на этом активность шведов в Калмыкии иссякла. Осенью 2006 года умер Адольф Лундин — отец-основатель Lundin Group, а «ПетроРесурс» так и не приступил к бурению ни в 2006, ни в 2007 году и серьезно отстал от графика сейсморазведки. Факт невыполнения «ПетроРесурсом» условий лицензионного соглашения был официально установлен «Росприроднадзором», который в 2007 году дважды проверил ход работ на Лаганском участке и по итогам проверок потребовал отзыва лицензии. В начале июля 2007 года комиссия Роснедр согласилась с этой рекомендацией и запустила процедуру отзыва. И, наверное, она была бы доведена до логического конца, если бы Lundin срочно не нашла партнера для проекта. Причем такого, который мог повлиять на решения практически любого ведомства.

Партнер с ресурсом

В середине июля 2007 года Lundin Petroleum подписала два соглашения о колл-опционах. Первое — с «Газпромом», предусматривающее приобретение монополией 50%+1 акция «ПетроРесурса». Второе — с миноритариями «ПетроРесурса» на выкуп у них 30% акций, что обеспечивало Lundin долю 50%-1 акция. Сумма будущей сделки не разглашалась, а эксперты оценивали ее в очень широком диапазоне: от $30 млн до $1,7 млрд. «Минималисты» утверждали, что акции достались монополии дешево, с большим дисконтом — из-за вероятности отзыва лицензии и высоких экологических рисков проекта. Истина, вероятно, посередине. Ведь Lundin Group до осени прошлого года была достаточно крупным акционером «Газпрома»: ее дочернему фонду Vostok Gas принадлежал пакет в 1,4% акций монополии.

Очевидно, сделка выгодна обеим сторонам. «Газпрому» она обеспечивала достаточно легкий выход на шельф Каспия, шведам позволяла сохранить лицензию, а стало быть — и капитализацию компании, а Лаганскому блоку гарантировала активизацию разведки, темпы которой после прихода шведов значительно снизились.

И действительно, приход на Лаганский блок «Газпрома» (пусть даже в перспективе), по сути, автоматически снял с повестки дня вопрос об отзыве лицензии. Начало нового этапа в жизни «ПетроРесурса» было отмечено в ноябре 2007 года — торжественной презентацией построенного ей мобильного (на понтонах) морского бурового комплекса для бурения в условиях мелководья. Представитель Lundin сообщил тогда, что разведочные работы, включая бурение первой разведочной скважины, планируется начать весной 2008 года.

И действительно, на этот раз все шло по плану. В феврале «ПетроРесурс» получил разрешение начать бурение, в июле 2008 года уже завершил работы по бурению поисковой скважины «Морская-1» на структуре Морская глубиной 2085 м. А в начале октября сообщил, что в результате разведки установлены промышленные извлекаемые запасы нефти в объеме как минимум 15 млн тонн. К декабрю в активе компании на каспийском шельфе было уже две разведочные скважины — «Морская-1» и «Лаганская-1». Инвестиции в проект, по данным компании, составили $200 млн, в 2009 году планировалось пробурить еще 2 скважины стоимостью около $80 млн.

Мешало осуществлению планов только одно: в августе 2009 года кончался срок выданной «ПетроРесурсу» лицензии. Естественно, для продолжения инвестиций требовались гарантии, что права недропользователя будут подтверждены. И такие гарантии были получены. В феврале, то есть досрочно, Роснедра продлили «ПетроРесурсу» лицензию еще на 5 лет — до августа 2014 года. В течение срока ее действия компания должна пробурить 5 поисково-разведочных скважин и провести сейсморазведку 2D в объеме 1600 пог. км и 3D — 300 км2.

С надеждой на Петровскую

Разразившийся мировой экономический кризис несколько подкорректировал планы компании. Сегодня найти деньги для инвестиций в геологоразведку стало сложнее. В то же время снижение цен на стройматериалы и услуги сервиса позволяет снизить стоимость строительства скважин, так что обеспечить «баланс» вполне возможно. С учетом этих факторов инвестиции «ПетроРесурса» в каспийский проект 2009 году составят $50 млн.

В текущем году планируется пробурить только одну скважину — на структуре Петровская. Но зато ее запасы, по предварительной оценке, «как минимум на порядок выше, чем на Лаганской». В настоящее время, в соответствии с законодательством, идет процесс согласований по проекту строительства скважины «Петровская-1». Следует сказать, что, в отличие от двух предыдущих, она не является морской, так как будет пробурена на острове Искусственный (восточный берег Волго-Каспийского судоходного канала), под которым, по данным предварительной разведки, как раз и находится купол месторождения. А значит, здесь будут применены совершенно иные технологии бурения. Намеченные сроки бурения — август-октябрь.

Что касается структуры Морская (площадь 130 км2), то, как объяснили «НиК» в компании, она требует дополнительного изучения сейсморазведкой и бурения новых поисково-оценочных скважин. Кстати, всего к настоящему времени «ПетроРесурсом» проведено морское сейсмопрофилирование 2D в объеме 1473 пог. км и сейсморазведка 3D на площади 45 км2.

В режиме выжидания

А где же «Газпром»? Прошло почти 2 года с момента подписания колл-опционов, но они до сих пор не реализованы. Поскольку подробности соглашений не сообщались, неизвестно, был ли установлен предельный срок сделок. «Газпром» практически никак не участвует в Лаганском проекте. Правда, представитель «ПетроРесурса» сообщил «НиК», что специалисты монополии «оказывают консультации по различным аспектам реализации проекта». Но что это за консультации, сказать не смог.

Аналитики считают такое поведение «Газпрома» естественным: он не намерен покупать «кота в мешке», а хочет убедиться в том, что заявленные и соответствующие его запросам ресурсы на этой территории действительно есть. К тому же сегодня, с учетом кризиса и снижения цен на газ, лишних денег у монополии нет. А реализация опциона означает не только траты на выкуп акций, но и приобретение обязательств по финансированию проекта в рамках лицензионного соглашения. В то же время в нынешней ситуации и цена опциона будет ниже, то есть «Газпром» может купить долю в «ПетроРесурсе» дешевле. Возможно, все это сейчас взвешивается. Тем более, согласно законодательству, при открытии на шельфе более-менее крупного месторождения «Петро-Ресурс» не сможет получить на него лицензию, так как в его капитале доминирует иностранный капитал.

О выжидательной позиции монополии по отношению к проекту говорит тот факт, что пресс-служба «Газпрома» «не смогла» хоть как-то прояснить планы в этом направлении. А в «ПетроРесурсе» «НиК» сообщили, что в настоящее время стороны ведут переговоры «о вариантах реализации опциона», но назвать их не сочли возможным.

Впрочем, если даже «Газпром» посчитает, что каспийская нефть не входит в зону его стратегических интересов, и откажется от участия в этом проекте или переуступит это право, например, «Газпром нефти», Lundin не будет в обиде. Ведь сделано главное: не потеряно право работать на шельфе. А сколько стоит эта услуга и каким образом за нее придется заплатить — об этом стороны договорятся, если, конечно, не договорились с самого начала.

"