Posted 22 марта 2004,, 08:27

Published 22 марта 2004,, 08:27

Modified 16 августа 2022,, 21:40

Updated 16 августа 2022,, 21:40

Омишаль побеждает Одессу

22 марта 2004, 08:27
Интеграция нефтепроводов "Дружба" и "Адрия" ставит под вопрос будущее трубопровода Одесса-Броды В феврале президент Украины Леонид Кучма подписал закон о ратификации межправительственного соглашения 2002 года об интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия». Несколькими неделями ранее этот документ был одобрен Верховной Радой страны.

Интеграция нефтепроводов "Дружба" и "Адрия" ставит под вопрос будущее трубопровода Одесса-Броды

В феврале президент Украины Леонид Кучма подписал закон о ратификации межправительственного соглашения 2002 года об интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия». Несколькими неделями ранее этот документ был одобрен Верховной Радой страны.

С экономической точки зрения данное решение выглядит абсолютно закономерным, поскольку проект «Дружба»-«Адрия» для Украины сегодня является единственным реальным вариантом увеличения доходов, получаемых от транзита нефти. По экспертным оценкам, с запуском нового маршрута Украина сможет дополнительно получать более $20 млн в год.

Отметим и еще один момент. В неявной форме «зеленый свет» интеграции «Дружбы» и «Адрии» означает, что в Киеве, возможно, уже всерьез не рассчитывают запустить в эксплуатацию трубу Одесса-Броды. А все распоряжения на этот счет различных властных инстанций вкупе с перманентными переговорами на предмет заполнения трубы нефтью являются не более чем маскировкой явного провала проекта.

Нефтепровод Одесса-Броды был торжественно открыт в августе 2001 года при личном участии Леонида Кучмы (см. «Сварили и закопали» в «НиК» №10, 2001 г.). К этому моменту Украина вложила в его строительство (включая морской терминал «Южный» в районе Одессы) $465,4 млн государственных средств.

В настоящее время пропускная способность нефтепровода Одесса-Броды диаметром 1020 мм и длиной 667 км равна 14,5 млн твг (посредством строительства дополнительных НПС пропускную способность можно увеличить до 45 млн твг). Разработан также проект продления нефтепровода до польского Плоцка, что даст возможность поставлять нефть из Одессы в порт Гданьск на балтийском побережье.

Уникальной чертой проекта «Одесса-Броды» является то, что ни до, ни в процессе прокладки трубопровода не была обеспечена его востребованность поставщиками нефти. Данное обстоятельство предопределило всю дальнейшую судьбу проекта.

На сегодняшний день простаивающая труба заполнена консервирующей жидкостью.

Если спроса нет

Основная цель строительства нефтепровода состояла в том, чтобы создать, согласно терминологии официального Киева, «Евроазиатский нефтетранспортный коридор» (ЕАНТК), предназначенный для поставки каспийской нефти в страны Европы (см. также «Игры патриотов» в «НиК» №9, 2003 г.). В таком случае Украина становилась одним из гарантов энергетической безопасности Европы, а также уменьшала зависимость собственной экономики от поставок российской нефти.

Реализация этой идеи поддерживается США и Евросоюзом. Правда, поддержка эта носит по большей части политический, а не финансовый характер. Последние месяцы ничего качественно нового в этом смысле не принесли.

В октябре в пользу создания ЕАНТК высказался вице-президент США Ричард Чейни. Примерно в то же время была создана американо-украинская рабочая группа с целью изучения данного вопроса. В конце ноября Украина, Польша и Еврокомиссия подписали коммюнике о поддержке «прямого» проекта «Одесса-Броды». Однако гарантий загрузки нефтепровода или финансовых вливаний в проект трубопроводная дипломатия не обеспечила.

Украина с самого начала рассчитывала заполнить нефтепровод нефтью, полученной от азербайджанских, казахстанских или западных компаний, работающих в районе Каспийского моря. По сей день Киев продолжает вести активные, но безрезультатные переговоры по этому вопросу. Между тем все потенциальные поставщики каспийской нефти на годы вперед уже распланировали маршруты вывоза своей нефти, и доставка нефти в Одессу в этих маршрутах не значится...

Впрочем, прямых отказов от потенциальных партнеров Украина не получает — прямой отказ противоречит дипломатическим традициям. Так, в конце февраля 2004 года президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Натик Алиев заявил, что азербайджанская нефть может транспортироваться по трубопроводу Одесса-Броды. В том же месяце в Киеве прошли межправительственные украинско-азербайджанские переговоры, на которых Украина предложила ГНКАР участвовать в управлении нефтепроводом Одесса-Броды и сделать соответствующие капиталовложения. На что делегация Азербайджана изъявила готовность создать специальную группу для рассмотрения этого вопроса.

Критически важно, что, комментируя перспективы азербайджанского участия в украинской трубе, глава ГНКАР подчеркнул — основная часть нефти Азербайджана пойдет по маршруту Баку-Джейхан, а альтернативные трассы будут использоваться в интересах политического сотрудничества. При этом конкретных обещаний по прокачке азербайджанской нефти из Одессы в Броды Украина не получила.

В феврале в столице Украины загрузку трубопровода Одесса-Броды обсуждали также делегации «КазМунайГаза» и «Укртранснафты». Как и ГНКАР, казахстанская госкомпания выразила заинтересованность в транспортировке нефти на Броды, но никаких определенных гарантий не предоставила.

В развитие казахстанской темы можно добавить, что ChevronTexaco, крупнейший акционер компании «Тенгизшевройл», разрабатывающей месторождение Тенгиз, в феврале опровергла появившуюся в СМИ информацию о том, что она сделала Украине коммерческие предложения по прокачке нефти по трубопроводу Одесса-Броды...

Для полноты картины стоит добавить, что Украина до сих пор не нашла не только тех, кто заинтересован в постоянном использовании трубы Одесса-Броды в прямом направлении, но даже технологической нефти для ее заполнения. Единственной компанией, заинтересовавшейся этим проектом, была российская ТНК, которая год назад предложила Украине для заполнения нефтепровода товарный кредит в виде 420-450 тыс. тонн нефти. Украина это предложение не приняла, но, как заявили «НиК» в ТНК-BP, оно по-прежнему в силе.

Редкое единодушие консультантов

Наряду с прямыми переговорами с потенциальными поставщиками Украина пыталась переломить ситуацию с нефтепроводом с помощью специально нанятых консультантов. Последним на сегодняшний день консультантом стала американская компания Energy Solution, сменившая на этом трудном посту PricewaterhouseCoopers.

В январе 2004 года Energy Solution представила украинским властям свои соображения относительно использования нефтепровода. Как и PricewaterhouseCoopers несколькими месяцами ранее, Energy Solution сочла наиболее эффективным использование нефтепровода в прямом направлении. Реверсный же режим, предлагаемый Россией (только ТНК-BP готова обеспечить прокачку по маршруту Мозырь-Броды-Одесса 9 млн тонн нефти в год), по мнению консультантов, эффективным не является. Что характерно, вопрос привлечения нефти в трубопровод для его прямого использования Energy Solution предпочла не затрагивать.

После обнародования результатов исследования Energy Solution Леонид Кучма поставил перед руководством «Укртранснафты» задачу запустить нефтепровод Одесса-Броды в прямом направлении в мае текущего года. Кабинет министров, выполняя распоряжения Леонида Кучмы, также планирует начать прокачку нефти в прямом направлении в мае 2004 года, а Минтопэнерго Украины даже называет объем транспортировки в течение текущего года — 4 млн тонн.

Май приближается, и по состоянию на начало марта 2004 года «Укртранснафте» потребуется чудо, чтобы выполнить распоряжение президента страны.

Конкуренция обостряется

После одобрения президентом Украины решения об интеграции нефтепроводов «Дружбы» и «Адрии» проблемы трубопровода Одесса-Броды только усугубились. Причем это касается его использования как в прямом направлении, так и в реверсном. Дело в том, что «Дружба»-«Адрия» и Одесса-Броды конкурируют между собой за мощности существующих нефтепроводов региона (см. также «Еще один претендент»).

По данным «Укртранснафты», проектная пропускная способность нефтепровода Броды—граница Украины составляет 26,5 млн твг, фактическая — 24,7 млн. Текущая загрузка данного участка последние годы находится на уровне 16-18 млн твг. Резерв, таким образом, есть, но он будет практически полностью выбран после запуска первой очереди маршрута «Дружба»-«Адрия» мощностью 5 млн твг. С этой точки зрения согласие Украины на интеграцию «Дружбы» и «Адрии» можно трактовать как отказ этой страны от прямого использования нефтепровода Одесса-Броды.

Участок Мозырь-Броды в настоящее время способен пропустить 28-29 млн твг при проектной пропускной способности 34,5 млн. Его фактическая загрузка находится в пределах 20-21 млн твг. Разница в загрузке между двумя участками одной трубы объясняется тем, что в Бродах значительные объемы переваливаются в цистерны и затем по железной дороге доставляются к морским терминалам. По данным «Транснефти», в прошлом году по маршруту Мозырь-Броды-железная дорога перевезено 2,3 млн тонн нефти.

С учетом того, что в случае полного реверса нефтепровода Одесса-Броды спрос на железнодорожные перевозки из Брод, очевидно, резко снизится (а скорее всего, попросту исчезнет), существующих мощностей хватит для транспортировки в Одессу 9 млн твг. Но одновременно с этими объемами и с 5 млн твг в направлении Омишаля система без модернизации уже не справится. На стадии, когда по маршруту «Дружба»-«Адрия» будет прокачиваться 5 млн твг, данную проблему можно решить восстановлением пропускной способности участка Мозырь-Броды до проектных 34,5 млн твг. Однако для увеличения поставок в Омишаль до заложенных в проекте 15 млн твг потребуется или наращивание пропускной способности украинской части «Дружбы», или снижение объемов транспортировки из Брод в Одессу.

Закономерен вопрос, какой из нефтепроводных маршрутов — «Дружба»-«Адрия» или Броды-Одесса — более привлекателен для экспортеров нефти? В настоящее время можно точно говорить только о транспортных издержках для первого маршрута — по межправительственному соглашению тариф будет единым на всем его протяжении и составит $0,64 за прокачку 1 тонны нефти на 100 км. Транспортировка в направлении Одессы, в силу того что этот маршрут короче, разумеется, будет дешевле. Однако Омишаль, в отличие от черноморских портов, способен принимать супертанкеры, и для экспортных потоков здесь нет такого серьезного ограничения, как турецкие проливы.

Транзит нефти через Босфор постоянно растет, и будет расти вне зависимости от судьбы нефтепровода Одесса-Броды. А значит, «танкерные пробки» на входе в Босфор и, как результат, незапланированные финансовые потери на черноморском направлении экспорта на ближайшие годы представляются абсолютно неизбежными. Данный фактор позволяет предположить, что маршрут Мозырь-Омишаль в итоге окажется более привлекательным для экспортеров, нежели маршрут Мозырь-Одесса.

Отметим в этой связи, что предложение ТНК-BP об использовании системы Одесса-Броды в реверсном режиме носит не постоянный, а временный характер. Возможность транспортировать нефть из Брод в Одессу однозначно сохраняет актуальность только до тех пор, пока не заработает «Дружба»-«Адрия».

В настоящее время ТНК-BP гарантирует объемы для реверсированного трубопровода Одесса-Броды на три года — именно такой срок, по оценкам экспертов компании, потребуется для ввода в эксплуатацию маршрута «Дружба»-«Адрия». Среди факторов, обусловивших данную оценку, в ТНК-BP выделяют следующие. Во-первых, за последнее время смета модернизации трубопровода на участке Омишаль-Сисак возросла с запланированных ранее $16 млн до $61 млн, и эти деньги еще нужно изыскать. Во-вторых, согласно плану-графику, представленному оператором нефтепровода в Хорватии компанией Janaf, эта модернизация займет 1,5 года. И, наконец, в-третьих, еще не подписаны долгосрочные контракты на прокачку нефти по системе «Дружба»-«Адрия».

Что касается более отдаленной перспективы, то здесь корректную оценку спроса на прокачку нефти по трубе Броды-Одесса дать сегодня невозможно. Этот спрос зависит, с одной стороны, от динамики нефтедобычи в России и Казахстане, с другой — от темпов и направлений развития нефтепроводной системы в странах бывшего СССР.

Глядя на Балтику

Итак, можно констатировать, что, во-первых, вероятность ввода в эксплуатацию нефтепровода Одесса-Броды в прямом режиме на сегодняшний день практически равна нулю. Во-вторых, нет полной ясности, понадобится ли через несколько лет этот нефтепровод нефтяникам для прокачки нефти в реверсном режиме. В таких условиях единственным шансом на то, что злополучная труба начнет-таки работать, является достройка нефтепровода до Плоцка (то есть до северной ветки «Дружбы»).

На первый взгляд перспективы здесь вполне оптимистичны. Так, в январе Украина и Польша заключили межправительственное соглашение о строительстве трубы Броды-Плоцк (длина участка около 500 км) и ее интеграции с системой польских магистральных нефтепроводов. В развитие этого соглашения «Укртранснафта» и польская нефтепроводная компания Przyjazn подписали договор о создании СП, которое должно реализовать данный проект на практике. Предусматривается также возможность превращения этого СП в международный консорциум.

Стоимость строительства трубы оценивается примерно в €500 млн, и в конце февраля правительственные чины Украины заявили о готовности Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) профинансировать стройку. ЕБРР, впрочем, вскоре эту информацию опроверг. Руководство банка сообщило, что в ЕБРР с интересом следят за развитием украинско-польского проекта, но о конкретных условиях участия в его финансировании можно будет говорить только после создания международного строительного консорциума.

И здесь мы снова упираемся в отсутствие спроса на этот маршрут со стороны производителей нефти — можно смело утверждать, что без гарантий загрузки новой трубы участок Броды-Плоцк построен не будет. Иными словами, что пример Украины, многие месяцы безуспешно пытающейся вдохнуть жизнь в мертвый проект, не станет для Польши заразительным.

Необходимо также отметить, что у России есть собственные (и, что важно, подкрепленные реальным спросом) планы наращивания транзита нефти через Польшу. По заявлениям представителей «Транснефти», в 2004 году поставки российской и казахстанской нефти на Гданьск будут увеличены на 6 млн тонн. Это увеличение выберет значительную часть существующего резерва мощности польских магистральных нефтепроводов, и для объемов, которые теоретически могут прийти из Одессы, места уже не останется.

"