Posted 22 января 2010,, 08:57

Published 22 января 2010,, 08:57

Modified 20 августа 2022,, 20:29

Updated 20 августа 2022,, 20:29

Плохо скрываемые противоречия

22 января 2010, 08:57
Москва и Минск спорят не только по нефти, но и по газу Независимая газета Антон Ходасевич Последние недели российско-белорусские отношения находятся в глубочайшем кризисе, тщательно скрываемом от местной и мировой общественности. Как стало ясно вчера, взаимопонимания нет не только в вопросе поставок нефти, но и газа.

Москва и Минск спорят не только по нефти, но и по газу

Антон Ходасевич

Последние недели российско-белорусские отношения находятся в глубочайшем кризисе, тщательно скрываемом от местной и мировой общественности. Как стало ясно вчера, взаимопонимания нет не только в вопросе поставок нефти, но и газа. Есть также серьезные основания полагать, что "Атомстройэкспорт" может и не получить контракт на строительство Белорусской АЭС.

О том, что у Белоруссии еще есть неудовлетворенные просьбы к "Газпрому", в эфире центральных и местных телеканалов сообщил генеральный директор ОАО "Белтрансгаз" Владимир Майоров. Он сказал, что белорусская сторона направила российскому поставщику проект дополнительного соглашения к действующему ныне контракту, в котором предлагает цену газа сохранить на уровне прошлого года (150 долл. за 1 тыс. куб. м против 168 долл., желаемых "Газпромом"). Из слов чиновника следовало, что решающим фактором для сторон должно стать то, что в феврале нынешнего года Россия и Белоруссия наконец-то будут иметь равные доли в "Белтрансгазе". Напомним, что в этом году "Газпром" должен перечислить последний платеж за акции вышеупомянутой компании. По мнению Майорова, "Газпром" мог бы расширить свое присутствие на белорусском рынке. В частности, Минск предлагает "Газпрому" построить рядом с действующими мощностями Березовской ГРЭС новый энергоблок мощностью около 600 МВт. По мнению белорусской стороны, проект был бы интересен тем, что "Газпром" мог бы поставлять выработанную электроэнергию в Европу. Кроме этого Майоров говорил о возможном совместном проекте на гродненском "Азоте".

Местные эксперты уже успели окрестить заявления Майорова очередным раундом торга. На такие мысли их натолкнули не только бизнес-предложения, но обещания отменить для "Белтрансгаза" отчисления в инновационный фонд. Напомним, что по этому поводу стороны вели жаркие дебаты.

Если вспомнить, что в настоящее время сохраняется интрига вокруг соглашения о поставках нефти, что сторонам не удается договориться и об условиях транзита электроэнергии в Прибалтику, то можно говорить о системном кризисе союзнических отношений, несмотря на разговоры о создании Таможенного союза.

Как уже отмечала "НГ", все переговоры проходят в строжайшей тайне – Минск и особенно Москва обеспокоены своим и так подпорченным имиджем в глазах стран – покупателей энергетических ресурсов. Доказательством этого может рассматриваться письмо президента России Дмитрия Медведева своему белорусскому коллеге Александру Лукашенко с предложением выступить с совместным заявлением о том, что какими бы сложными ни были двусторонние отношения, транзит газа и нефти в Европу при этом не пострадает. Информация о содержании письма российского президента белорусскому накануне просочилась в местные СМИ.

Видимо, у России есть серьезные основания опасаться угрозы транзиту. Как отмечал в беседе с "НГ" белорусский политолог Валерий Карбалевич, Минск может пойти на "полноценную нефтяную войну" с привлечением мировой общественности. Ему не только нечего беспокоиться за свой имидж, но и даже выгодно раструбить на весь свет, как большая имперская Россия "выкручивает руки маленькой, но гордой Белоруссии".

Помимо этого, по информации "НГ", в отношениях между странами назревает еще один, также скрываемый конфликт. Речь идет о том, что контракт стоимостью 9 млрд. долл. на строительство АЭС Белоруссия может отдать другому подрядчику. Косвенным подтверждением такого развития событий является вчерашнее заявление пресс-секретаря российского "Атомстройэкспорта" Ольги Цылевой о том, что контракт, который должен был быть подписан еще в прошлом году, пока "находится в разработке". Она напомнила, решение это политическое, поэтому от них не зависит. Политика, как видим, сегодня несколько иная.

"