Posted 21 декабря 2009,, 06:03

Published 21 декабря 2009,, 06:03

Modified 20 августа 2022,, 20:30

Updated 20 августа 2022,, 20:30

Турция и Италия заманивают Россию в Самсун — Джейхан

21 декабря 2009, 06:03
Пока Болгария тормозит начало строительства трубо­провода Бургас — Александруполис, операторы Самсун — Джейхана предлагают Москве заманчивые условия вхождения в проект. В частности, долю участия в нем России Турция и Италия ставят в зависимость от гарантированных объемов российской нефти. Кроме того, Стамбул обещает преимущественные условия использования своих проливов.

Пока Болгария тормозит начало строительства трубо­провода Бургас — Александруполис, операторы Самсун — Джейхана предлагают Москве заманчивые условия вхождения в проект. В частности, долю участия в нем России Турция и Италия ставят в зависимость от гарантированных объемов российской нефти.

Кроме того, Стамбул обещает преимущественные условия использования своих проливов. Российская сторона пока изучает экономическую эффективность проекта и в начале следующего года примет решение по участию в строительстве трубы.

На прошлой неделе в Милане проходили переговоры между операторами нефтепровода Самсун — Джейхан и российской стороной. Турецкий холдинг Calik Energy и итальянская Eni предлагают России стать участником проекта, а ее доля будет напрямую зависеть от того, сколько российские компании готовы транспортировать по трубе нефти. Однако Москва говорит, что степень своего участия будет определять от экономической эффективности проекта. "Мы не хотели бы говорить о гарантированных объемах нефти. Для нас важно сейчас определить экономическую эффективность проекта. Все подсчеты могут быть завершены в начале следующего года", — сказал РБК daily пресс-секретарь "Транснефти" Игорь Демин.

Нефтепровод рассчитан на транспортировку в год 60—70 млн т нефти. 550-километровая труба соединит порты Самсун и Джейхан. Она должна разгрузить проливы Босфор и Дарданеллы на Черном море, через которые ежегодно транспортируется около 110 млн т нефти и 40 млн т нефтепродуктов. При этом, по не которым данным, Турция готова снять действующие ограничения на проход танкеров через свои проливы для государств — участников проекта строительства нефтепровода.

Предложения турецкой стороны выглядят крайне интересными для России, и ситуация складывается явно не в пользу альтернативного нефтепровода Бургас — Александруполис. Под предлогом необходимости изучения влияния трубы на экологию страны София уже отсрочила начало ее строительства. Затем Болгария заявила, что ее не устраивает распределение долей в проекте. К тому же премьер-министр страны Бойко Борисов хотел бы, чтобы проект был не просто транзитным, а энергетическим.

Однако Россия воспринимает эти два нефтепровода как два абсолютно разных проекта. Как пояснял ранее министр энергетики Сергей Шматко, Бургас — Александруполис и Самсун — Джейхан являются составляющими будущей транзитной системы Каспийского и Черноморского регионов.

"Роснефти" было бы выгодно поставлять свою нефть в Самсун — Джейхан, поскольку в таком случае компания не зависит от постоянно изменчивой цены фрахта, отмечает аналитик ИГ "Универ Капитал" Дмитрий Александров. В то же время проблемы со строительством нефтепровода Бургас — Александруполис серьезные, однако это не повод отказываться от него. "Российским компаниям важно не потерять влияние на растущем рынке транспортировки нефти", — говорит г-н Александров.

Еще пару лет назад отношения России и Турции были достаточно напряженными, однако теперь Стамбул рассчитывает, что российские компании заполнят трубопровод Самсун — Джейхан, отмечает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. По его словам, России выгоднее будет отказаться от реализации одного из проектов, например от "экономически нерентабельного" трубопровода Бургас — Александруполис. Об этом пишет РБК-Дейли.

"