Posted 21 мая 2003,, 11:31

Published 21 мая 2003,, 11:31

Modified 16 августа 2022,, 21:45

Updated 16 августа 2022,, 21:45

Очередной раунд переговоров о присоединения Казахстана к Баку-Тбилиси-Джейхан пройдет в июне

21 мая 2003, 11:31
Очередной раунд переговоров о присоединения Казахстана к проекту строительства основного экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) пройдет в Баку во второй половине июня. Об этом сообщил на открытии международной бакинской выставки "Транспорт и логистика" (TRANSCASPIAN-2003) - посол Казахстана в Азербайджане Андар Шукпутов.

Очередной раунд переговоров о присоединения Казахстана к проекту строительства основного экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) пройдет в Баку во второй половине июня. Об этом сообщил на открытии международной бакинской выставки "Транспорт и логистика" (TRANSCASPIAN-2003) - посол Казахстана в Азербайджане Андар Шукпутов.

Ранее предполагалось провести встречу рабочих групп двух стран во время очередной бакинской международной выставки "Нефть и газ Каспия", но, учитывая важность переговоров, было решено перенести их на вторую половину июня. В ходе предстоящих переговоров предстоит разработать межправительственное азербайджано-казахстанское соглашение, а также соглашение между Казахстаном и зарубежными нефтяными компаниями, работающими в этой стране и являющимися акционерами трубопроводной компании БТД. Как отметил, А.Шукпутов, подписать эти соглашения предполагается до конца 2003 г.

Только после этого станут известны условия присоединения Казахстана к проекту БТД общей стоимостью $2,95 млрд и пропускной способностью 50 млн тонн нефти в год.

Азербайджано-казахстанские переговоры по этому вопросу ведутся с конца ноября 2002 г. Первый их раунд состоялся в Баку между Госнефтекомпанией Азербайджана и казахстанской национальной компанией "КазМунайГаз". Эти переговоры завершились заявлением казахской стороны о намерении транспортировать часть своей нефти по БТД.

По завершении переговоров управляющий директор по транспортной инфраструктуре и сервисным проектам "КазМунайГаза" Каиргельды Кабылдин заявил, что по его оценкам, Казахстан сможет направлять в трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан до 20 млн тонн нефти в год. В тоже время К.Кабылдин отметил, что вопрос строительства транскаспийского нефтепровода Актау-Баку в Казахстане не рассматривается. По его словам, это связано с "политическими, экологическими и техническими моментами".

Он особо отметил, что "без решения вопроса о правовом статусе моря преждевременно говорить о прокладке трубопровода по дну Каспия". "Мы не настаиваем на этом проекте также и потому, что понимаем важность защиты экологии Каспия", - добавил управляющий директор. С другой стороны, отметил он, расчеты показывают, что затраты на строительство подводного нефтепровода Актау-Баку окупятся лишь в том случае, если объемы транспортировки казахстанской нефти превысят 20 млн тонн в год. "Меньшие объемы нефти выгоднее доставлять в Баку на танкерах", - сказал К.Кабылдин.

Напомним, что, согласно заявлению президента компании ВР Аzerbaijan Дэвида Вудворда, пропускная способность основного экспортного трубопровода (ОЭТ) Баку - Тбилиси - Джейхан может быть увеличена всего на 20% и доведена до 60 млн тонн в год. Добыча нефти на блоке "Азери - Чираг - Гюнешли" к 2008 г. составит 50 млн тонн, и это позволит полностью "загрузить" ОЭТ, пропускная способность которого, как известно, измеряется именно этой цифрой. Между тем Казахстан рассчитывает прокачивать по ОЭТ 20 млн тонн нефти в год, иначе говоря, больше, чем ОЭТ сможет принять, поскольку его мощность должна в этом случае составить 70 млн тонн в год, а не 60, как предполагается при расширении пропускной способности этого экспортного трубопровода, сообщает Media-Press.

"