Posted 20 сентября 2005,, 09:36

Published 20 сентября 2005,, 09:36

Modified 16 августа 2022,, 21:34

Updated 16 августа 2022,, 21:34

Уже почти в Турции

20 сентября 2005, 09:36
Первая азербайджанская нефть будет отгружена в Джейхане не раньше ноября Cтроительство нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД) сегодня находится в завершающей стадии, которая, надо отметить, несколько затянулась. Напомним, торжественная церемония закачки первой нефти в трубопровод состоялась на терминале в Сангачале еще 25 мая.

Первая азербайджанская нефть будет отгружена в Джейхане не раньше ноября

Cтроительство нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД) сегодня находится в завершающей стадии, которая, надо отметить, несколько затянулась. Напомним, торжественная церемония закачки первой нефти в трубопровод состоялась на терминале в Сангачале еще 25 мая. Тогда планировалось, что до турецкого берега азербайджанская нефть доберется к сентябрю, затем речь шла о начале отгрузки в октябре. Сегодня называются еще более поздние сроки — ноябрь или даже середина декабря.

Для заполнения трубопровода потребуется 10 млн барр. (около 1,35 млн тонн) нефти сорта Azeri Light, которая поступает с месторождений Азери–Чираг–Гюнешли (АЧГ). К августу акционеры операционной компании BTC Co. закачали в трубу БТД более 2 млн барр. По словам исполнительного директора BTC Co. Майкла Тауншенда, в настоящее время нефть в трубопроводе проходит по территории Грузии, в течение сентября-октября грузинский участок будет наполнен и нефть достигнет границы с Турцией.

Турки не спешат

Акционеров проекта сегодня беспокоит тот факт, что строительство турецкого участка БТД до сих пор не завершено. По планам это должно было произойти в первом полугодии 2005 года.

По состоянию на август работы по укладке труб здесь завершены на 98%, строительство насосных станций — на 88%, а строительство терминала в Джейхане — на 99%. Точно о таких же показателях турецкая трубопроводная компания Botas рапортовала еще в конце марта–начале апреля. Надо отметить, что в Botas, ответственной за турецкий участок БТД, весной этого года сменилось руководство, и сегодня компания находится в процессе реструктуризации. Соответственно, торможение строительства, учитывая региональную специфику, результат вполне закономерный.

В свою очередь турецкая сторона не видит поводов для беспокойства. Посол Турции в Азербайджане Туран Моралы заверяет, что строительство турецкого участка будет вскоре завершено и церемония отправки первого танкера с терминала в Джейхане состоится 27 октября. Эта дата была озвучена в июне в Баку премьер-министром этой страны Реджепом Тайипом Эрдоганом. Акционеры проекта в своих оценках более осторожны и говорят о том, что церемония состоится «в четвертом квартале».

Более того, Турция отказалась выплачивать штраф за опоздание в строительстве нефтепровода. Как пишет турецкая газета Zaman со ссылкой на правительственные источники в Анкаре, «опоздания в строительстве турецкого участка нефтепровода БТД воспринимаются участниками международного консорциума с пониманием, и никаких санкций по отношению к Турции в данном аспекте выдвигаться не будет». По соглашению, насколько известно, Турция обязалась выплачивать участникам консорциума $500 тыс. за каждый день опоздания, и что заставило акционеров проекта согласиться с отказом Турции от выплаты штрафных санкций, пока не ясно. По всей видимости, причина в безвыходности ситуации, когда окончание масштабного международного проекта сегодня зависит только от одной страны.

Нефть с другого берега

По прогнозам президента Казахстана, его страна в 2010 году выйдет на уровень добычи 100 млн тонн нефти в год, в 2015 году — 150 млн твг при внутреннем потреблении 25-30 млн твг. Казахстан всегда декларировал приверженность многовекторности маршрутов экспорта нефти, а на церемонии открытия БТД Нурсултан Назарбаев заявил, что «проект «Баку–Тбилиси–Джейхан» отныне может называться «Актау–Баку–Тбилиси–Джейхан».

Но, несмотря на то, что на политическом уровне по вопросу поставок казахстанской нефти в БТД достигнуто полное взаимопонимание (см. также «И все-таки берег турецкий?» в «НиК» № 12, 2004 г.), юридически соглашение между правительствами Азербайджана и Казахстана до сих пор не оформлено. Рабочие группы, возглавляемые главами государственных нефтяных компаний, уже на протяжении долгого времени не могут договориться по ряду аспектов соглашения. Без этого соглашения казахстанские нефтяники не рискуют «подписываться» на использование маршрута БТД, хотя определенные договоренности на уровне акционеров BTC Co. и компаний, участвующих в проектах разработки Тенгиза и Кашагана, уже есть.

По информации президента ГНКАР Натика Алиева, основной раунд переговоров по данному вопросу намечен на сентябрь. «Казахстан прислал свои замечания по некоторым пунктам соглашения, и сейчас они анализируются», — сказал он. Отметим также, что, по словам Алиева, есть необходимость в создании рабочей комиссии из представителей министерств экологии, таможни, налогов, энергетики, экономического развития, транспорта и Каспийского морского пароходства.

В свою очередь министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Владимир Школьник считает, что подписание межправительственного соглашения состоится в октябре 2005 года. По словам казахстанского министра, участок Актау–Баку будет работать как самостоятельная часть системы, в связи с чем предполагается строительство нового терминала для хранения и перевалки нефти в Курыке (порт в 76 км на юго-восток от Актау), а также соединительных трубопроводов.

Мощность Актау–Баку составит 30 млн тонн нефти в год, на первом этапе будет перевозиться до 7,5 млн твг. Объем инвестиций будет определен после подписания межправительственного соглашения. Предполагается, что новая система будет построена к моменту, когда пойдет первая нефть с Кашагана. Ориентировочно — к 2007-08 году (о текущей ситуации на Кашагане см. «Дорожает быстрее, чем строится» на стр. 90).

Кроме Сангачала

Пока чиновники договариваются, трейдеры уже подсчитывают, во сколько обойдется доставка одной тонны нефти из Казахстана до терминала в Сангачале. По текущим оценкам, тариф составит около $61-62 за тонну (порядка $8,31 за барр.) при сегодняшних мировых ценах на энергоносители.

В ожидании поставок в БТД казахстанской нефти каспийские компании разработали собственные проекты расширения терминальной инфраструктуры. В ближайшие месяцы азербайджанская Azpetrol планирует завершить строительство трубопровода проектной мощностью 25 млн тонн в год для поставки нефти с терминала Azertrans (дочерняя структура Azpetrol) в Сангачале в трубопровод БТД. Другой нефтяной трейдер, работающий в регионе Каспия, — Middle East Petrol (ОАЭ), начал соединение своей портовой и железнодорожной инфраструктуры с нефтепроводом Баку–Джейхан и инвестирует в эти работы $60 млн. По словам генерального координатора Middle East Petrol Тахира Гузела, началось расширение Дюбендинского терминала (компания является его оператором с 2002 года; проектная мощность — 20 млн твг), строительство промежуточного нефтетерминала в Карадаге близ Баку (его стоимость составляет около $30 млн). «Новый терминал в Карадаге будет рассчитан на перевалку 25-30 млн тонн нефти в год, и сможет принимать как нефть Каспия, так и нефть с сухопутных месторождений Азербайджана. Его строительство займет полгода», — сообщил Гузел. В перспективе оба терминала будут подключены к БТД.

Французская Total, оператор по экспорту нефти Кашагана, также намерена создать в Азербайджане свою транспортную инфраструктуру для поставок в БТД. Пока параметры проекта находятся в стадии проработки, но в качестве возможного месторасположения терминала азербайджанские источники указывают мыс Пирсагат. Предположительно новый терминал будет связан с входным фланцем БТД на Сангачале 43-километровым трубопроводом.

Самим мало!

В то же время некоторые эксперты отмечают, что при нынешних прогнозах по добыче, начиная с 2008-09 гг. нефтепровод БТД может обойтись без нефти третьих сторон — для его загрузки будет достаточно нефти, добываемой на АЧГ и конденсата с Шах-Дениза (см. также «Шах-Дениз готовится к старту» в «НиК» №5, 2005 г.).

За более чем десять лет реализации проекта освоения месторождений АЧГ в результате доразведки извлекаемые запасы блока дважды переоценивались в сторону повышения, в последний раз — в августе этого года до 940 млн тонн. По текущим прогнозам, на месторождениях АЧГ на пике будет добываться 1,2 млн барр. в сутки, а не 1 млн, как это планировалось ранее (плановый уровень добычи 2005 года — 240 тыс. барр.). При этом пропускная способность БТД, как известно, равна 1 млн барр. в сутки (50 млн твг).

По словам Натика Алиева, трубу БТД можно будет расширить для прокачки 1,8 млн барр. в сутки, но расчеты коммерческой эффективности такого проекта пока не проводились. По предварительным оценкам, на это понадобится до $1 млрд.

Но увеличение стоимости для проекта БТД — дело уже привычное. Так, предполагается, что объем затрат, понесенных консорциумом в этом году, составит $1,388 млрд (включая затраты на заполнение линии и на финансирование), то есть почти на 15% больше по сравнению с запланированным уровнем. Среди причин акционеры проекта называют рост расходов, связанных с подрядчиками и управлением проекта, а также с дополнительным объемом работ по присоединению к терминалу Azpetrol. А общая стоимость проекта уже превысила запланированные $3,6 млрд и в итоге может достичть $4 млрд.

"