Posted 20 июля 2011,, 04:53

Published 20 июля 2011,, 04:53

Modified 20 августа 2022,, 20:24

Updated 20 августа 2022,, 20:24

Ведомства развязали подковерную войну за "Транснефть"

20 июля 2011, 04:53
Минэкономразвития настаивает на приватизации компании. Минэнерго категорически против ИЗВЕСТИЯ Источники "Известий", близкие к Минэкономразвития и Минэнерго, рассказали, что между двумя ведомствами сейчас все сильнее разгорается спор: включать ли "Транснефть" в список компаний, которые будут приватизированы в ближайшие три года, или нет.

Минэкономразвития настаивает на приватизации компании. Минэнерго категорически против

Источники "Известий", близкие к Минэкономразвития и Минэнерго, рассказали, что между двумя ведомствами сейчас все сильнее разгорается спор: включать ли "Транснефть" в список компаний, которые будут приватизированы в ближайшие три года, или нет. Минэкономразвития настаивает на том, чтобы в 2012 году продать 10% акций "Транснефти", а в 2013-м – еще 18,1%, в итоге у государства должен остаться контрольный пакет в 50% плюс одна акция.

В ведомстве Эльвиры Набиуллиной прекрасно понимают, что предложения по продаже акций трубопроводной монополии, имеющей стратегическое значение для страны, могут вызвать у многих в правительстве возражения, если не гнев. Поэтому, по информации "Известий", Минэкономразвития готово обсуждать ограничения на доступ инвесторов к покупке акций компании.

Самих инвесторов планируется оценивать "по качественным показателям", хотя как измерять качество инвесторов чиновники еще не решили. В Минэкономразвития готовы также на введение каких-нибудь мер, обеспечивающих государству большинство при любом голосовании. А чтобы потенциальные инвесторы не разбежались, а даже наоборот, заинтересовались бы приватизацией, чиновники предлагают рассмотреть стратегию развития "Транснефти" с привлечением независимых консультантов -- для повышения привлекательности компании, известной своими спорами с миноритариями.

Несмотря на реверансы в сторону приверженцев полного госконтроля, Минэнерго выступило категорически против предложений Минэкономразвития. Источники рассказывают, что ведомство Сергея Шматко объясняет свою позицию тем, что приватизация "Транснефти" обернется большими финансовыми потерями для компании и бюджета.

Во-первых, компания заняла на строительство трубопроводов 530 млрд рублей, частично в виде выпуска облигаций. А в проспекте эмиссии этих облигаций есть пункт, позволяющий их покупателям требовать досрочного погашения в случае снижения доли государства. При приватизации в 2012 году выплатить досрочно придется до 124 млрд рублей, говорят источники "Известий".

Во-вторых, в Минэнерго опасаются участия миноритарных акционеров в управлении компанией, относя такую возможность к корпоративным рискам. Ведь в случае приватизации, правительство может потерять контроль за принятием всех важных решений, вроде строительства нефтепроводов.

Дело в том, что по закону об акционерных обществах голоса заинтересованного акционера (а в данном случае им будет государство) не учитываются. А значит, владельцы небольших пакетов акций смогут определять параметры сделок, влиять на судьбу крупных проектов "Транснефти". Особенно, если смогут провести своего кандидата в совет директоров.

В-третьих, в ведомстве Сергея Шматко опасаются, что "частники" будут настаивать на том, чтобы больше прибыли шло на выплату дивидендов и тогда останется меньше денег на ремонт и прокладку труб. А значит, повысится вероятность техногенных катастроф. Сейчас компания направляет на дивиденды меньше 1% от чистой прибыли.

Минэнерго также боится, что миноритарии будут в первую очередь руководствоваться коммерческой эффективностью инвестиций, а не государственными интересами. В итоге ряд стратегических проектов не будет реализован. Например, трубопровод Заполярье-Пурпе окупается только при ставке в 530% от нынешнего среднего тарифа на прокачку по магистральным нефтепроводам. Но при таких затратах на доставку сырья нефтяникам не будет смысла разрабатывать месторождения в приполярных районах, грозят подчиненные Сергея Шматко.

От официальных комментариев по поводу приватизации "Транснефти" категорически отказались как в самих Минэкономразвития и Минэнерго, так и в аппарате первого вице-премьера Игоря Шувалова (он курирует вопросы приватизации). "Компания примет любое решение собственника", - заявил "Известиям" представитель "Транснефти".

Обсуждать вопрос о продаже трубопроводной монополии чиновники начали год назад. К осени 2010 года Минфин и Минэкономразвития согласовали предварительный список объектов, приватизация которых возможна в 2011-2012 годах – в него попала и "Транснефть". Правда, в октябре 2010 года на совещании у премьер-министра Владимира Путина предлагалось отложить рассмотрение вопроса о продаже монополии до 2014 года. Весной этого года президент России Дмитрий Медведев поручил правительству расширить приватизационные списки, а также рассмотреть уменьшение доли государства в компаниях ниже контрольной.

Государству принадлежит сейчас 78,1% акций компании, составляющих 100% от числа голосующих. В руках у частных инвесторов находятся лишь 21,9% привилегированных акций, не дающих право голоса. В мире частные нефтепроводы есть только в США, во всех остальных странах они контролируются государством.

"Продажа таких инфраструктурных компаний вредное явление. Ни одно нормальное государство никогда не стало бы приватизировать нефтепроводную компанию вроде "Транснефти". После приватизации будут затруднены любые реформы в отрасли", - говорит председатель совета директоров инвесткомпании "Арбат капитал" Алексей Голубович.

А вот глава московского офиса Prosperity Capital Management Иван Мазалов считает, что страхи потерять контрольне обоснованы. По российским законам, государство не можетбытьзаинтересованной стороной и голосует в таких случаяхвсегда, говорит он. Взять хотя бы "Газпром" или ВТБ – миноритарии там правительству не мешают.

"Облигации "Транснефти" торгуются сейчас по цене выше номинала, и предъявить их к досрочному погашению значит потерять деньги. Только дурак пойдет на такой шаг. К тому же приватизацию в данном случае проводят не только для получения дохода, но и для того, чтобы улучшить управляемость компании.В тоже время продажа 28% акций "Транснефти" может принести государству порядка $8 млрд", - уверен Мазалов.

С другой стороны, приватизация – не самоцель, полагает стратег инвестиционной компании "Ренессанс капитала" Ованес Оганисян: "Сейчас никто не знает, сколько реально стоит "Транснефть", потому что рынок видит только привилегированные акции. Именно поэтому я считаю, что "Транснефть" должна быть предложена инвесторам в большем объеме. Для этого достаточно продать допэмиссию акций. Основное отличие от продажи госпакета – деньги пойдут непосредственно на развитие компании; от выпуска облигаций – долг не вырастет".

("ИЗВЕСТИЯ", 20.07.2011, ПАВЕЛ АРАБОВ)

"