Posted 20 мая 2014,, 08:04

Published 20 мая 2014,, 08:04

Modified 20 августа 2022,, 19:33

Updated 20 августа 2022,, 19:33

Минэнерго предлагает снизить экспортные пошлины и акцизы на нефтепродукты

20 мая 2014, 08:04
Минэнерго РФ подготовило очередное изменение налоговой политики в нефтяной отрасли, которое обсуждается в правительстве. Таможенную пошлину на мазут предлагается повышать не резко, как ожидалось, а постепенно до 2017 г. - иначе некоторые НПЗ станут нерентабельными. В 2015 г. могут снизиться выплаты на нефть, с 2016 г. – на бензин. Потери для казны восполнит увеличение НДПИ на сырье при одновременном снижении акцизов на нефтепродукты.

Минэнерго РФ подготовило очередное изменение налоговой политики в нефтяной отрасли, которое обсуждается в правительстве. Таможенную пошлину на мазут предлагается повышать не резко, как ожидалось, а постепенно до 2017 г. - иначе некоторые НПЗ станут нерентабельными. В 2015 г. могут снизиться выплаты на нефть, с 2016 г. – на бензин. Потери для казны восполнит увеличение НДПИ на сырье при одновременном снижении акцизов на нефтепродукты.

Напомним, что раньше власти планировали со следующего года увеличить ставку экспортной пошлины на мазут до 100%. Как пишет "Коммерсант", это ежегодно обещало казне дополнительных 250 млрд. руб. (в настоящее время на тонну "черного золота" выплачивается примерно $385 и 66% на мазут; на бензин – 90%, светлые нефтепродукты – 65%). Сейчас глава Минэнерго Александр Новак настаивает на постепенном увеличении пошлины (80% со следующего года, 90% с 2016 г. и 100% с 2017 г.), пишут во вторник СМИ с ссылкой на пресс-службу ведомства.

Как предполагалось, повышение ставки с 2015 г. вызовет снижение доли мазута в переработке - сейчас она в стране составляет порядка 28%, на некоторых НПЗ и более 40% (для сравнения: в ЕС – 15%, Америке – 5%), передают "Ведомости" данные EY.

А.Новак предупреждает: если отложить повышение, "маржа переработки НПЗ с высоким уровнем выхода мазута уменьшается на $50–60 за тонну и становится отрицательной. Это создает высокие риски снижения объемов переработки и, как следствие, риски возникновения локальных дефицитов нефтепродуктов, в особенности бензинов" (цитируют "Известия"). По мнению ньюсмейкеров СМИ, потерять рентабельность могут до десятка заводов.

Если власти согласятся, с 2015 г. ставка НДПИ на нефть может увеличиться с 493 руб. до 625 руб. за тонну. При этом пошлина на экспорт сырья в следующем году понизится с 57% до 51% (до $308 за тонну), а на бензин в 2016 г. с 90% до 85%, спустя год – до 75%, в 2018 г. до 65% (уравняется со ставкой дизтоплива).

Налоговый маневр приведет к увеличению цен на автотопливо, считают в Российском топливном союзе ("Известия") – повысится налоговая нагрузка на производство нефтепродуктов. Минэнерго предлагает сократить негативное влияние для потребителей, снизив акцизы на дизтопливо и бензин.

Опрошенные СМИ нефтяники сдержано отнеслись к предложениям А.Новака. Так, в "Башнефти" подчеркнули, что увеличение НДПИ непременно должны сопровождать льготы и снижение пошлин и акцизов ("Коммерсант"). Изменения в налоговой политике не должны влиять на окупаемость проектов, и если повысится нагрузка на месторождения со льготами, нужны компенсации, сказали в "Газпром нефти" ("Ведомости"). Некоторые участники рынка отнеслись к инициативе Минэнерго настороженно: "Кто захочет инвестировать в отрасль, в которой раз в несколько лет меняют правила игры? ", - цитирует газета.

Эксперты связывают предложения А.Новака с тем, что отечественные нефтекомпании опаздывают с модернизацией заводов, экспортируя порядка 60 млн тонн мазута ежегодно ("Коммерсант"). Даже при понижении акциза у властей едва ли получится свести к нулю дополнительную нагрузку на потребителя, заявили журналистам в "Райффайзенбанке".

"