Posted 20 мая 2003,, 11:47

Published 20 мая 2003,, 11:47

Modified 16 августа 2022,, 21:45

Updated 16 августа 2022,, 21:45

Украина пытается вдохнуть жизнь в проект "Одесса-Броды"

20 мая 2003, 11:47
с помощью PricewaterhouseCoopers На днях в Киеве была презентована "Концепция плана развития Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора", основой которого, по замыслу украинских стратегов, станет нефтепровод Одесса-Броды, изначально спроектированный Украиной в надежде на большую каспийскую нефть. Концепцию подготовила известная аудиторско-консультационная компания PricewaterhouseCoopers (PwC).
Сюжет
Украина

с помощью PricewaterhouseCoopers

На днях в Киеве была презентована "Концепция плана развития Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора", основой которого, по замыслу украинских стратегов, станет нефтепровод Одесса-Броды, изначально спроектированный Украиной в надежде на большую каспийскую нефть. Концепцию подготовила известная аудиторско-консультационная компания PricewaterhouseCoopers (PwC).

PwC позитивно оценила перспективы проекта. Чего, собственно говоря, и следовало ожидать. Но отнюдь не потому, что эффективность нефтепровода Одесса-Броды не нуждается в доказательствах. Просто сложно себе представить, что "Укртранснефть" заказала PwC концепцию проекта, а та, поработав, сделала вывод, что проект почти безнадежен.

Между тем со всех географических и экономических точек зрения именно так и обстоит дело с нефтепроводом Одесса-Броды. Дело в том, что труба может стать востребованной лишь при выполнении целого ряда таких условий, которые большей частью не зависят от воли и желания самой Украины.

Сначала об отправителях нефти. В этот нефтепровод нефть может попасть только с моря. Отсюда - позиционирование проекта как перспективного обхода Босфора. При этом совершенно очевидно, что если Турция начнет жестко ограничивать движение танкеров в проливах, в последнюю очередь это коснется английских и американских компаний, разрабатывающих месторождения в Казахстане и Азербайджане и имеющих выход в Черное море. К тому же не надо забывать фактор Баку-Джейхана, который также является обходом Босфора.

Ну а российские экспортеры, которые сейчас отправляют нефть через Босфор и которых турецкие санкции могут коснуться в первую очередь, безусловно, смогут найти более эффективное решение проблемы проливов, нежели маршрут Западная Сибирь - Новороссийск - Одесса - Броды - Европа.

Еще более неоднозначна картина с потенциальными получателями нефти, которую предполагается транспортировать по трубе Одесса-Броды. Так, с продолжением нефтепровода до Гданьска PwC предлагает повременить и сконцентрироваться на снабжении европейских НПЗ с использованием "действующих нефтепроводов, в частности "Дружбы". Консультанты, видимо, не учли, что сейчас по этим действующим нефтепроводам идет Urals. В результате роста нефтедобычи в России каждый тонно-километр в экспортных трубах - на вес золота, и в ближайшее время свободных мощностей здесь не предвидится. Потеснить российских производителей в "Дружбе" будет столь же сложно, как и привлечь экспортеров в Одесса-Броды.

В заключение стоит отметить, что ничего нового в данных тезисах нет. Проект Одесса-Броды был изначально ущербен в силу отсутствия гарантий загрузки. Достаточно сказать, что нефтепровод до сих пор не заполнен даже технологической нефтью. Но что ж теперь делать - труба построена, и нужно искать варианты ее, как это называют на Украине, "коммерциализации".

Переговоры с добывающими компаниями каспийского региона по вопросам использования маршрута Одесса-Броды Украина ведет уже давно. Варианты чем дальше - тем все более экзотичные, а результата никакого. Привлечение PwC в "группу поддержки" здесь вряд ли повлияет на ситуацию.

С другой стороны, российские компании предлагают превратить Одесса-Броды в Броды-Одесса, то есть реверсировать трубу и переориентировать ее на экспорт российской нефти. Это тот вариант, который обеспечит "коммерциализацию" трубы в максимально короткие сроки, залогом чему является рост производства нефти в России.

В апреле против данного варианта в один голос высказались официальные лица Польши, Германии (то есть читай - ЕС) и даже США! Получается, чуть ли не весь мир поднялся против реализации одного локального трубопроводного проекта. Этот феномен объясняется только тем, что США и ЕС не заинтересованы в дальнейшем усилении конкурентных позиций российской нефти на мировом рынке.

Именно с этой точки зрения и стоит оценивать все события, происходящие в последнее время вокруг злополучной украинской трубы.

OilCapital.ru

"