Posted 20 марта 2009,, 08:04

Published 20 марта 2009,, 08:04

Modified 20 августа 2022,, 21:10

Updated 20 августа 2022,, 21:10

Евроремонт украинских труб ударит по "Газпрому"

20 марта 2009, 08:04
НГ Планы Москвы получить когда-нибудь контроль над газотранспортной системой Украины (ГТСУ), по которой газ из России поставляется в Европу, могут стать совсем призрачными. В понедельник в Брюсселе откроется конференция стран-доноров, на которой будет обсуждаться предстоящая модернизация транзитного газопровода.
Сюжет
Газпром

Планы Москвы получить когда-нибудь контроль над газотранспортной системой Украины (ГТСУ), по которой газ из России поставляется в Европу, могут стать совсем призрачными. В понедельник в Брюсселе откроется конференция стран-доноров, на которой будет обсуждаться предстоящая модернизация транзитного газопровода. В качестве одного из условий своего участия в модернизации европейцы требуют от Украины выделить этот газопровод в самостоятельную хозяйствующую структуру.

Если транзитная труба будет выделена из остального газового хозяйства Украины в отдельную структуру, то она даже теоретически не сможет быть предметом торга и обеспечения по долгам украинского "Нафтогаза" российским поставщикам. Более того, эксперты не исключают, что в итоге она окажется в залоге у европейских структур.

Президент Украины Виктор Ющенко сообщил вчера, что на инвестиционной конференции 23 марта Украина представит базовый документ по обеспечению инвестиций в газовый сектор. Киев намерен синхронизировать свою энергетическую политику с энергетической политикой Евросоюза, включая проведение реформы внутреннего рынка энергетики "в соответствии с принятыми в Евросоюзе принципами", в частности – разделение транспортных и производящих активов энергетических концернов. В свою очередь, глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, вспомнив газовый конфликт между Россией и Украиной, в результате которого в январе была прекращена подача газа в Европу через Украину, выдвинул определенные условия. По его словам, на этой конференции "украинская сторона должна представить свои обязательства по стабилизации ситуации, без которых невозможно участие иностранных инвесторов в развитии украинского энергетического сектора".

Интерес к участию в управлении украинской ГТС проявляет не только Россия. Вчера о своих намерениях заявил польский концерн PGNiG. "Мы хотим узнать планы наших украинских партнеров в области развития сети газопроводов и каковы возможности участия в этих инвестициях иностранных фирм, в том числе из Польши", – заявила представитель концерна Иоанна Закревска.

Впрочем, Киев, похоже, всеми силами старается избежать инвестиций в ГТС иностранных фирм и делает ставку на вложения международных институтов, которые позволят ему сохранить полный контроль над трубой. Замминистра иностранных дел Украины Константин Елисеев заявил в Брюсселе, что Киев работает над тем, чтобы инвесторами модернизации выступили Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк и Всемирный банк.

Отвечая на вопрос Интерфакса, будут ли инвесторы иметь отношения к управлению ГТС, Елисеев заявил: "При любых условиях газотранспортная система Украины была и останется собственностью украинского государства в соответствии с национальным законодательством, и это положение, я надеюсь, будет отражено в тексте итоговой декларации". По его словам, донорская конференция станет практическим шагом Украины на пути интеграции в энергетический рынок ЕС и облегчит переговорный процесс по "Соглашению об ассоциации в части энергетики". Между тем принципы энергетического рынка фактически предполагают разделение "Нафтогаза Украины" на сбытовую и транзитную компании. При этом переход к ЕС контроля над магистральными и транзитными газопроводами становится весьма вероятным. Эксперты считают, что Киев вряд ли убедит кредиторов предоставить ему беззалоговый кредит. А естественным залогом при инвестициях в модернизацию ГТС является сама эта система.

Если такая стратегия окажется успешной, то после модернизации ГТС перейдет под контроль ЕС, а контрагентом "Газпрома" по поставкам газа в Украину станет сбытовое подразделение "Нафтогаза", лишившееся всех транзитных доходов. Соответственно под угрозой окажется и выручка российской монополии, которой, возможно, придется продавать газ европейцам на восточной границе Украины, а также постоянно разрешать конфликты с неплатежеспособными остатками "Нафтогаза".

Опрошенные "НГ" российские эксперты видят риски в предстоящей модернизации ГТСУ и предвидят непростые переговоры заинтересованных сторон. "Стратегия "Газпрома" на европейском рынке складывается не только из попыток увеличить свою долю продаж, но и получить выход к конечному потребителю. Для этого компания старается войти в газовые активы европейских стран. Европа же активно противится этой стратегии. Получив ГТСУ, Евросоюз сможет напрямую влиять на переговоры с "Газпромом", – считает аналитик компании "Арбат Капитал" Виталий Громадин. Идеальным решением аналитик видит паритетные инвестиции ЕС и России в ГТСУ, которые должны полностью устранить риск страны-транзитера. Для Украины это решение также может быть приемлемым, поскольку в противном случае страна может совсем потерять доход от транзита в связи с его прекращением по техническим причинам.

Многие экономисты считают, что получить миллиардный кредит на ремонт ГТС Киеву будет очень непросто. "В условиях острого экономического кризиса сомнительно, что ЕС изъявит страстное желание участвовать в модернизации и реконструкции украинской ГТС, несмотря даже на психологический эффект январского кризиса. Подтверждением этому может служить принятое недавно решение ЕС о понижении статуса газотранспортного проекта Nabucco, что объясняется прежде всего дефицитом инвестиционных возможностей. Украина сегодня может рассчитывать в основном на политическую поддержку своих инициатив со стороны Брюсселя", – отмечает эксперт-аналитик отдела исследований газовой отрасли Института проблем естественных монополий Наталья Овсянникова. Финансовое участие "Газпрома" в развитии украинской ГТС, по ее мнению, возможно только на условиях предоставления ему блокирующей доли в международном консорциуме по управлению ГТС.

Впрочем, даже контроль ЕС над украинскими трубопроводами еще не означает полного поражения "Газпрома". "На внутреннем рынке "Нафтогаз" продает российское топливо с наценкой не менее 30%, и поэтому при нормальной организации платежей он вполне может расплачиваться с российскими поставщиками", – считает ведущий аналитик "Файненшл Бридж" Дмитрий Александров. Однако переход на продажу российского газа на восточной границе Украины, по мнению эксперта, приведет к сокращению выручки "Газпрома".

"Президент Ющенко не готов сотрудничать с Россией при модернизации ГТС, однако эта ситуация не является вечной. Без инвестиций система магистральных газопроводов неизбежно будет хиреть. Поэтому законодательный запрет на приватизацию, залог и аренду ГТС рано или поздно может быть снят",– считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

В донорской конференции по модернизации украинской ГТС 23 марта в Брюсселе примут участие представители всех 26 стран – членов ЕС, а также Россия, США, Канада и Япония. Подготовленный "Нафтогазом" список инвестиционных проектов на ближайшие 5–8 лет оценивается в 2,5 млрд. долл.

("НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА", 20.03.2009, Михаил Сергеев)

"