Posted 20 января 2009,, 07:50

Published 20 января 2009,, 07:50

Modified 20 августа 2022,, 21:11

Updated 20 августа 2022,, 21:11

Война манометров

20 января 2009, 07:50
Как будет выглядеть энергетическая карта Европы после того, как Россия разрубит "газовый узел" Итоги Начало нового года пугает новостями не только из сектора Газа. Западная Европа по иронии судьбы превратилась в еще одну горячую точку, которую остряки уже прозвали "сектором без газа". Киев, увязший в море внутренних проблем, пошел ва-банк, разыграв свой главный козырь: карту газового транзита.

Как будет выглядеть энергетическая карта Европы после того, как Россия разрубит "газовый узел"

Начало нового года пугает новостями не только из сектора Газа. Западная Европа по иронии судьбы превратилась в еще одну горячую точку, которую остряки уже прозвали "сектором без газа". Киев, увязший в море внутренних проблем, пошел ва-банк, разыграв свой главный козырь: карту газового транзита. И своего, похоже, добился. В беседе с "Итогами" официальный представитель еврокомиссара по энергетике Ферран Таррадельяс Эспуни удрученно заметил, что "ситуация в Европе пошла по критическому сценарию".

Конечно, потребители российского газа в ЕС могут и дальше рассуждать о том, что их дело - сторона, а дело "Газпрома" - выполнить взятые на себя обязательства по обогреву трети Старого Света. Но теплее от этого никому не станет. "Война манометров" расставила все точки над "i". Проблема прозрачности транзитных потоков - общая и для экспортеров, и для транзитеров, и для потребителей. Абсолютно очевидно, что Европе придется перестраивать всю систему собственной энергобезопасности, начиная с неработающей Энергетической хартии и заканчивая концепцией регулирования энергорынка. Причем с учетом российских интересов.

Под давлением

…Нет худа без добра. Главный и, надо признать, позитивный итог "войны манометров" заключается в том, что хронически протекающая украинская транзитная труба, очевидно, все-таки будет поставлена под независимый контроль. Кремль поручил "Газпрому" в кратчайшие сроки добиться подписания многостороннего протокола о создании международной экспертной комиссии по мониторингу транзита через Украину. Причем, по мнению Москвы, в полку евроконтролеров должны быть не просто свадебные генералы, а квалифицированные эксперты, допущенные ко всем технологическим элементам, в том числе и в украинские подземные хранилища.

Напор российской стороны понятен: сказав "а", они должны сказать и "б", продемонстрировав Европе весь украденный у нее газ, а гражданам Украины - жадность и коррумпированность киевской властной верхушки.

Но ведь проблема родилась не вчера. Как в известном фильме: каждый год 31 декабря мы с украинскими друзьями... Главная интрига сейчас в том, каким выйдет "сектор газа" из ситуации, отягощенной мировым экономическим спадом. Вопросов здесь возникает немало. И главный из них: сможет ли Россия отстоять как минимум свою роль главного и стабильного поставщика Европы и как максимум - статус энергетической державы?

Пожалуй, никто еще не произнес вслух очевидное. То, что произошло в эти новогодние дни, - не что иное, как реальное воплощение политологической страшилки на тему российского энергетического монополизма: Европе отключили газ. Совсем! Причины, правда, оказались вовсе не те, что породили эту фобию. Не политические, а сугубо экономические. Причем не Москвой инициированные. И все же примечательно, как повели себя заинтересованные стороны, и прежде всего Европа, больше всех пострадавшая в этом конфликте. Был экстренно созван саммит ЕС для разработки мер по выходу из энергокризиса? Старо- и младоевропейцы объединились в едином порыве? Отнюдь. Неповоротливый евромеханизм оказался способен лишь на делегирование своих представителей для встречи с прибывшими экстренно в Брюссель топ-менеджерами "Газпрома" и "Нафтогаза". Причем даже на подписание банального документа по поводу мониторинга украинской трубы мандата у еврокомиссаров не обнаружилось. Мяч, как ни цинично это звучит, остается на стороне Москвы.

Еврогазпром

Могут ли европейские столицы в ближайшей перспективе пойти на пересмотр газовых соглашений с Россией? Существует такая вещь, как энергетический баланс (частью которого является газовый), определяющий потребности стран в энергосырье и источники их покрытия. В том, что касается голубого топлива, круг этих источников ограничен. Для Европы помимо России это главным образом Норвегия (примерно 17 процентов поставок), а также возможности приобретать катарский или иранский сжиженный газ. Плюс небольшие поставки из Алжира. Ни один из этих источников не может компенсировать дефицит российского газа, возникший в результате закручивания транзитного вентиля. Альтернатив у Европы, собственно, две: либо инвестировать гигантские средства в промышленное развитие неуглеводородных энергоресурсов, либо прорубать окно к среднеазиатским источникам газа. И то и другое требует много времени и астрономических средств. Куда дешевле создать прозрачную систему международного контроля за транспортировкой российского газа в Европу. Но для этого ЕС нужно четко указать Киеву его место на геополитической и экономической карте, не поощряя его антироссийских авантюр.

По мнению главы думского комитета по собственности Виктора Плескачевского, в результате "войны манометров" должен появиться прин­ципиально новый тип контракта на прокачку газа, застрахованный и гарантированный международной организацией, а не просто хозяйственными отношениями двух юрлиц.

Некоторые эксперты в Москве и Берлине не исключают, что нынешний кризис может реанимировать заявление о создании международного консорциума по управлению и развитию трубопроводной системы Украины при сохранении за последней всех прав собственности. Документ, напомним, был подписан еще в 2002 году тогдашними главами России, Украины и Германии - Владимиром Путиным, Леонидом Кучмой и Герхардом Шредером. Такой шаг позволил бы снять обеспокоенность европейцев по поводу их зависимости от компаний-транзитеров.

Еще один нюанс. Нынешняя ситуация высветила полную несостоятельность Энергетической хартии, подтвердив правоту России, которая ее так и не ратифицировала. Как выяснилось, хартия не дает Европе никаких гарантий энергетической безопасности, поскольку в ней отсутствуют механизмы давления на страны, не выполняющие взятые на себя обязательства. Именно так и повела себя Украина, обеими руками голосовавшая за этот документ.

В свою очередь, у России появился сильный аргумент для того, чтобы договориться с Европой об ускоренном создании разветвленной системы прямой поставки углеводородов на европейский континент. Прежде всего речь идет о форсировании договоренностей по строительству "Северного" и "Южного потока" (проектная мощность 55 и 30 миллиардов кубометров в год соответственно). Альтернативный Nabucco, предполагающий транспортировку среднеазиатского газа в Европу без участия России, имеет большой минус - значительное участие стран-транзитеров, и прежде всего Турции, обиженной на Европу. Так что скорее всего ЕС сосредоточится на новых газ­промовских "потоках".

По словам официального представителя "Газпрома" Сергея Куприянова, отстроить подводную часть Nord Stream в принципе можно в один сезон (по плану же, напомним, строительство первой нитки "Северного потока" намечено завершить к 2011 году, а вывести обе трубы на проектную мощность - в 2013 году). И процесс уже пошел. В случае соответствующей просьбы стран - участниц "Южного" и "Северного потока" мощности этих проектов могут быть увеличены, а сроки их реализации ускорены.

Труба зовет

Еще толика цинизма. Перекрытие европейского вентиля волею случая превратилось в экономический рычаг, аналогичный опековскому. По данным на 8 января, на британском спотовом рынке цена природного газа "немедленной поставки" подскочила на 12 процентов. То есть выросла на 36 процентов по сравнению с докризисным уровнем. Подогревать рынок резон есть: падение цен на нефть тащит за собой и газ.

По оценкам Еврокомиссии, к 2030 году объем потребления газа странами ЕС может вырасти на 24 процента, а импортировать топливо придется почти в двойном объеме по сравнению с сегодняшним. Впрочем, на одной лишь Европе газ в трубе не сошелся. "Нам, конечно, нужно думать об обеспечении нормальных условий поставок нашего газа в Европу, для наших близких партнеров, потребителей. Но мы должны думать и о том, чтобы поставлять в будущем газ и в других направлениях, поэтому задача диверсификации газовых маршрутов остается актуальной", - считает президент РФ Дмитрий Медведев.

В "Газпроме" с этой позицией согласны. В руководстве концерна не сомневаются, что компания имеет все шансы стать глобальной и сможет поставлять газ не только в азиатские страны, но и в Южную Америку и Индию. Ресурсом для решения этой проблемы является в том числе экспорт сжиженного газа, который более хлопотен и затратен, но гораздо более выгоден. Вполне возможно, нынешняя ситуация подтолкнет нефтяников и газовиков к развитию этого высокотехнологичного производства.

Вероятен, кстати, и еще один - побочный - антикризисный эффект от всего случившегося. Помнится, после аналогичного газового кризиса-2006 наметился поступательный взлет цены на нефть, и ряд экспертов именно с ним увязали усиление спроса на энергоносители в Европе, являющейся одним из крупнейших потребителей энергоресурсов. Очередное обострение в ближневосточном секторе Газа в этом смысле не сработало: цена на нефть скакнула, но быстро сдулась. Так, может, сработает эффект "сектора без газа"? Европейские ТЭЦ хором переходят на мазут. Нефть европейской марки Brent уже стоит дороже, чем американская WTI.

Тень победы

Так или иначе, в ближайшей перспективе ничего, кроме украинской трубы, придумать невозможно. Заявление Дмитрия Медведева по условиям возобновления переговоров с Украиной, сделанное в ходе телефонного разговора с Виктором Ющенко, достаточно жестко. Украина должна покупать газ на общеевропейских основаниях (средняя цена - порядка 400 долларов за 1000 кубов) и под наблюдением спецконтролеров, обеспечивающих бесперебойную оплату. Она обязана срочно погасить долги перед "Газпромом" и прекратить воровать транзитный газ. Кстати, на этих условиях Москва готова платить среднерыночную цену за транзит в 3,4 доллара, хотя в принципе могла бы отстоять прежние условия в Стокгольмском арбитражном суде.

Конечно, среднеевропейская цена для Украины накладна и чревата резким обострением и без того сложной политической и экономической ситуации. Но вникать в эти "личные проблемы" Киева Москва больше не желает.

Да, "Газпром" поставляет газ в Белоруссию по льготной цене (пока по 128 долларов за тысячу кубов, но планирует поднять), а, скажем, в Армению - за 110 долларов. Но в этих странах у российского газового гиганта имеются немалые коммерческие интересы и солидные пакеты акций газораспределительных компаний. Так, "Газпром" становится собственником 50 процентов "Белтрансгаза", а в "АрмРосгазпроме" его доля уже увеличилась с 45 до 75 процентов. Не говоря уже о том, что отношения с Минском и Ереваном вполне дружественные.

С Киевом - иное. Стоит ли оплачивать из собственного кармана стабильность режима, поставляющего оружие Саакашвили, выталкивающего Черноморский флот из Севастополя и рвущегося в НАТО? Вопрос риторический…

(ИТОГИ, 20.01.09, Валерия Сычева)

"