Posted 19 декабря 2003,, 11:23

Published 19 декабря 2003,, 11:23

Modified 16 августа 2022,, 21:41

Updated 16 августа 2022,, 21:41

"ЮКОС" будет поставлять нефть в Австрию

19 декабря 2003, 11:23
Австрийская OMV и словацкая Transpetrol подписали соглашение о создании СП для строительства и эксплуатации нефтепровода Братислава-Швехат Австрийская компания OMV и Transpetrol, являющаяся оператором словацкого участка нефтепровода "Дружба", подписали в четверг соглашение о создании СП для строительства и эксплуатации нового нефтепровода от Братиславы (Словакия) до принадлежащего OMV НПЗ в австрийском городе Швехат, недалеко от Вены.
Сюжет
OMV

Австрийская OMV и словацкая Transpetrol подписали соглашение о создании СП для строительства и эксплуатации нефтепровода Братислава-Швехат

Австрийская компания OMV и Transpetrol, являющаяся оператором словацкого участка нефтепровода "Дружба", подписали в четверг соглашение о создании СП для строительства и эксплуатации нового нефтепровода от Братиславы (Словакия) до принадлежащего OMV НПЗ в австрийском городе Швехат, недалеко от Вены. Строительство трубопровода протяженностью 60 км и пропускной способностью около 3,6 млн тонн в год начнется в 2004 г. Ориентировочная стоимость проекта - 28 млн евро. Также подписан контракт о поставках по новому трубопроводу 2 млн тонн нефти в год из ресурсов "ЮКОСа" в течение 10 лет начиная с 2006 г.

Подписание этих соглашений стало прорывом в проекте. Как отметил глава Transpetrol Штефан Цзуц, дискуссия о строительстве нефтепровода из Братиславы в Швехат шла в течение 13 лет.

Во многом ее успешному завершению способствовало приобретение два года назад "ЮКОСом" 49% акций Transpetrol (см. "Уникальный актив", "НиК" №2/2002). Приход российской компании помог решить проблемы, тормозившие развитие проекта, - словацкая компания испытывала серьезные финансовые трудности - государство даже вынуждено было заложить за долги 34% акций Transpetrol. Кроме того, сама Словакия, в отличие от "ЮКОСа", не могла гарантировать стабильные поставки нефти в Австрию.

Между тем, даже после подключения к переговорам "ЮКОСа" сторонам понадобилось еще 2 года, чтобы достигнуть согласия. Последнее время против поставок российской нефти выступала OMV, ссылаясь на недостаточное качество сырья. Скорее всего, это формальный повод. Более убедительным представляется другая причина - расширение географии поставок российской нефти в Европе противоречит европейским принципам диверсификации поставщиков сырья. В ЕС, членом которого является Австрия, опасаются экспансии российских нефтяных компаний.

Но это касается Евросоюза в целом, а если говорить об Австрии, то приход российской нефти в эту страну, наоборот, будет способствовать усилению конкуренции среди поставщиков (пока Австрия закупает в основном северо-африканскую и ближневосточную нефть). А это серьезный аргумент для OMV в пользу проекта. Как было отмечено заместителем главы исполнительного совета OMV Герхардом Ройссом после подписания соглашения, диверсификация поставок создаст для OMV ценовые преимущества при реализации нефтепродуктов и закупке нефти.

Невольным помощником в переговорах с OMV могло стать и "дело Ходорковского". Как известно, открыто с поддержкой действий российских властей по этому вопросу выступил только итальянский премьер Берлускони. Большинство же стран ЕС не одобряют арест бизнесмена, и подписание соглашения с "ЮКОСом" - возможность еще раз показать это.

В заключение отметим, что, учитывая географическую близость конечных пунктов нефтепроводных систем Словакии и Австрии, объединение трубопроводов выглядит вполне логично и, скорее всего, произошло бы когда-нибудь (например, в следующем году, после вступления Словакии в ЕС) и без участия "ЮКОСа". Но в этом случае, не исключено, что уже не российская нефть текла бы в Австрию, а ближневосточная в Словакию. Заключив 10-летний контракт на поставку своего сырья для OMV, "ЮКОС" фактически закрепил на этот срок за российской нефтью словацкий рынок.

OilCapital.ru

"