Posted 19 июля 2011,, 05:31

Published 19 июля 2011,, 05:31

Modified 20 августа 2022,, 20:24

Updated 20 августа 2022,, 20:24

Одесса–Броды между реверсом и аверсом

19 июля 2011, 05:31
Украинское правительство планирует новые решения в отношении нефтепровода Независимая газета Украинское правительство планирует новые решения в отношении нефтепровода Одесса–Броды. Отраслевые эксперты отмечают, что речь идет о взаимоисключающих указаниях относительно направления прокачки нефти: одни чиновники разрабатывают проект поставки сырья из Одессы по территории Украины и Белоруссии в Восточную Европу, другие пытаются договориться с "ЛУКОЙЛом" о запуске Одесского НПЗ, что требует эксплуатации нефтепровода в обратном, реверсном направлении
Сюжет
ЛУКОЙЛ

Украинское правительство планирует новые решения в отношении нефтепровода

Украинское правительство планирует новые решения в отношении нефтепровода Одесса–Броды. Отраслевые эксперты отмечают, что речь идет о взаимоисключающих указаниях относительно направления прокачки нефти: одни чиновники разрабатывают проект поставки сырья из Одессы по территории Украины и Белоруссии в Восточную Европу, другие пытаются договориться с "ЛУКОЙЛом" о запуске Одесского НПЗ, что требует эксплуатации нефтепровода в обратном, реверсном направлении.

Нефтепровод, первая очередь которого была сдана в эксплуатацию в 2001 году, простаивал до лета 2004-го. К тому времени не оправдала себя изначальная идея о диверсификации поставок нефти в Европу за счет украинско-белорусско-польского маршрута транспортировки каспийского сырья.

В Европе не горели желанием вкладывать средства в достройку нефтепровода от западноукраинского города Броды. В итоге было принято решение запустить его в обратном направлении: российская "Транснефть", задействовав ветку нефтепровода "Дружба", загрузила украинский маршрут на западе, направив нефть на юг. Таким образом был загружен принадлежащий "ЛУКОЙЛу" Одесский НПЗ.

Хотя президент Виктор Ющенко неоднократно требовал расторгнуть договоры с россиянами, чтобы вернуться к проектному направлению использования Одесса–Броды, против выступала занимавшая должность премьер-министра Юлия Тимошенко. Но с приходом новой власти период политических разногласий в Киеве завершился, а российская компания получила предложение о новых, более высоких тарифах на эксплуатацию нефтепровода. В итоге россияне добровольно отказались от маршрута, а Одесский НПЗ, оставшись без сырья, с осени прошлого года закрылся на ремонт.

Директор агентства "Энергия" Илья Саввин сказал "НГ", что украинский рынок не ощутил дефицита сырья, поскольку до 60% потребностей покрывается за счет импорта. До последнего времени одним из крупнейших поставщиков готовых нефтепродуктов являлся белорусский Мозырский НПЗ. Для его загрузки украинская власть направила мощности маршрута Одесса–Броды. В конце прошлого года обсуждались планы по транспортировке в Белоруссию свыше 14 млн. тонн нефти из Азербайджана ежегодно, однако в начале 2011-го было объявлено, что на этот год объем транспортировки составит 4 млн. тонн. В феврале в нефтепровод были загружены первые незначительные партии азербайджанской нефти, доставленной в Одессу танкерами. Но на фоне белорусского кризиса, когда стало известно о плановом ремонте Мозырского НПЗ, в Украине началась легкая паника.

"Проблему быстро сняли за счет поставок нефтепродуктов из Литвы. В конце концов, о ремонте белорусского завода было известно давно. С 1 июля он возобновил работу, по маршруту Одесса–Броды снова транспортируется нефть", – отметил эксперт Саввин. Он считает, что украинская власть, снова обратившая внимание на этот нефтепровод, недовольна объемами загрузки. А поэтому правительство распорядилось начать переговоры о дополнительных объемах поставок нефти по тому же маршруту, но дальше, в европейские страны. Чиновники Минэнерго Украины утверждают, что предварительные консультации ведутся как с Азербайджаном и Белоруссией, так и с потенциальными покупателями – Польшей, Чехией, Венгрией, Словакией. На днях министр энергетики Белоруссии Александр Озерец подтвердил местным СМИ, что Минск готов к участию в подобном проекте. Однако украинские эксперты отмечают, что без согласия Москвы реализовать его пока невозможно, ведь украинский нефтепровод остается недостроенным, а задействование веток "Дружбы" требует согласования с российской стороной.

Илья Саввин считает, что на случай, если переговоры провалятся, украинская власть обдумывает второй сценарий: вернуться к реверсному использованию нефтепровода для загрузки мощностей простаивающего Одесского НПЗ. На днях первый вице-премьер Украины Андрей Клюев поручил ответственным ведомствам провести переговоры с руководством "ЛУКОЙЛа" о запуске завода. Хотя украинские СМИ уже высказали предположение о том, что российский собственник попытается избавиться от потенциально перспективного, но пока проблемного предприятия, украинские чиновники и эксперты не согласны с этим мнением. "В модернизацию завода, которая сейчас продолжается, вложены огромные средства. "ЛУКОЙЛ" вряд ли откажется от него", – считает Саввин.

Один из чиновников в неофициальном комментарии "НГ" добавил, что ситуация, сложившаяся на украинском рынке, носит временный характер: "Нестабильно не только у нас, но и в границах Таможенного союза. Поэтому сейчас нельзя делать резких движений. Но на будущее нам нужно вернуться к идее, которую еще в начале года высказал премьер-министр Украины Николай Азаров: не менее 70% нефтепродуктов производить на украинских НПЗ и не более 30% импортировать". Для реализации этой идеи весной правительство рассматривало возможность ввести чрезвычайно высокие заградительные пошлины на ввоз готовых нефтепродуктов.

"Ввести их сейчас – значит обрушить рынок, последствия будут худшими. Кстати, за время ремонта Мозырского НПЗ украинское правительство убедилось в том, что владельцы отечественных заводов – условные партнеры. Никто из них не попытался увеличить объемы производства, чтобы снизить цену на рынке. А Лисичанский НПЗ, принадлежащий ТНК-BP, в пик сезона, в мае–июне экспортировал до 80% произведенных нефтепродуктов, дефицит которых ощущался в Украине. Поэтому власть много раз подумает, прежде чем вводить преференции", – сказал эксперт Саввин.

Неразбериха с правительственными поручениями, указаниями и планами, по его мнению, свидетельствует о бардаке в сфере транспортировки и переработки нефти в Украине: "Нужно четко разграничить государственные интересы и сферы влияния и бизнес коммерческих структур". Подобного мнения придерживаются и представители "ЛУКОЙЛа", публично не обнародующие свою позицию, но и не обещающие возобновить работу одесского завода себе в убыток.

("НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА", 19.07.2011, ТАТЬЯНА ИВЖЕНКО)

"