Posted 19 мая 2003,, 04:48

Published 19 мая 2003,, 04:48

Modified 16 августа 2022,, 21:45

Updated 16 августа 2022,, 21:45

"Ялама — задача стратегическая"

19 мая 2003, 04:48
Интервью с директором "ЛУКОЙЛ Оверсиз" в Азербайджане Римом Багмановым 4 апреля 2003 года в Баку президент Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР) Натик Алиев и президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов подписали пакет соглашений о дополнительных условиях разведки и разработки морского блока Д-222 (Ялама).

Интервью с директором "ЛУКОЙЛ Оверсиз" в Азербайджане Римом Багмановым

4 апреля 2003 года в Баку президент Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР) Натик Алиев и президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов подписали пакет соглашений о дополнительных условиях разведки и разработки морского блока Д-222 (Ялама). Основными положениями новых документов являются расширение контрактной площади и увеличение долевого участия «ЛУКОЙЛа» в проекте до 80%.

Таким образом, «ЛУКОЙЛ» в очередной раз подтвердил свой интерес к разработке нефтяных месторождений в азербайджанском секторе Каспия. Более подробно о различных аспектах деятельности компании в этом регионе «НиК» рассказал директор «ЛУКОЙЛ Оверсиз» в Азербайджане Рим Багманов.

«НиК»: Рим Фаритович, скептики не раз предрекали уход «ЛУКОЙЛа» из Азербайджана. Очередная волна слухов поднялась в конце прошлого года, когда стало известно о продаже «ЛУКОЙЛом» своей доли участия в проекте «Азери-Чираг-Гюнешли» (АЧГ) японской компании Inpex. Как же все-таки обстоят дела на самом деле?

— И президент «ЛУКОЙЛа», и высшие менеджеры компании неоднократно подчеркивали, что Каспийский регион, и в частности Азербайджан, по-прежнему рассматривается как один из стратегически важных регионов деятельности компании. Достаточно отметить, что на 1 января текущего года общая сумма инвестиций с начала реализации азербайджанских проектов «ЛУКОЙЛа» составила без малого полмиллиарда долларов.

В то же время «ЛУКОЙЛ» сегодня придерживается недавно выработанной стратегии, согласно которой финансовые и технические ресурсы компании будут концентрироваться в тех международных проектах, в которых она является оператором. В международном консорциуме АЧГ нам принадлежало всего 10%, мы были, по сути, финансовыми инвесторами и не могли серьезно влиять на бизнес-процессы. Когда же японская компания предложила хорошую цену (доля «ЛУКОЙЛа» была продана за $1,375 млрд), отпали последние сомнения.

Кстати, сделка привлекла пристальное внимание со стороны руководства Азербайджана. В ряде средств массовой информации появились даже слухи о якобы существующих претензиях по ней к «ЛУКОЙЛу» со стороны ГНКАР и Министерства налогов Азербайджана. Могу заверить, что в ходе последнего визита Вагита Алекперова в Азербайджан сделка была официально одобрена ГНКАР.

«НиК»: А что можно в этой связи сказать еще об одном проекте «ЛУКОЙЛа» в Азербайджане — «Шах-Денизе», где компания владеет лишь 5%-ной долей?

— «ЛУКОЙЛ» не принимает участия в соглашении по разработке газоконденсатного месторождения Шах-Дениз напрямую. В данном случае 10%-ная доля в проекте принадлежит совместному предприятию с итальянской компанией Аgip, и в такой ситуации действуют иные принципы и договоренности. В частности, СП LUKAgip успешно работает и в других странах, например в Египте.

Поэтому «ЛУКОЙЛ» продолжает оставаться участником проекта «Шах-Дениз» и не ставит вопрос о выходе из него. Газоконденсатное месторождение Шах-Дениз является одним из крупнейших в мире, потенциальные ресурсы углеводородов оцениваются в 1 трлн м3. На сегодняшний день здесь выявлены три газоконденсатные залежи.

Месторождение, по мнению геологов, еще не доразведано, и велика вероятность того, что в ходе дальнейших работ будут открыты дополнительные запасы углеводородов. В частности, уже на следующей скважине планируется вскрыть перспективные для поисков углеводородов отложения, которые расположены глубже открытых залежей на 1 тыс. метров.

«НиК»: Давайте посмотрим на нефтегазовые проекты Азербайджана под другим углом зрения. С 1994 года ГНКАР подписала более 20 СРП, и это был хороший повод для оптимизма. Однако на настоящий момент многие из них канули в Лету. Так, например, разведка блоков Кюрдаши и Карабах потерпела неудачу, то же произошло на участках Дан-Улдузу и Ашрафи. Безрезультатными стали поиски углеводородов на блоках Ленкорань, Талыш и Огуз. Бурение на Апшероне также не дало инвесторам причин радоваться.

Что это — ошибки геологов и невезение нефтяников, или следствие завышения данных об углеводородных запасах Азербайджана?

— Причины могут быть совершенно разными. У компаний сильно различаются критерии оценки рисков и эффективности проектов. Кто-то уходит после первой «сухой» скважины, а кто-то продолжает бурение. Однако после многолетних исследований и работ выявилась одна особенность, характерная для всех участников азербайджанских проектов.

Бурильщики столкнулись на шельфе Каспия с горно-геологическими проблемами, которых не встречали ни в Северном море, ни в Мексиканском заливе. Здесь и аномально высокое пластовое давление, и грязевые вулканы. Все это существенно увеличивает стоимость работ и снижает привлекательность проектов.

В этой связи перед «ЛУКОЙЛ Оверсиз» и его представительством в Баку возникает важнейшая задача разработки новых методик ведения проектов. Это касается системы четкой оценки рисков, оптимизации расходов, отработки новых, более дешевых технологий добычи. Судите сами — бурение одной разведочной скважины на морском блоке Д-222 обойдется «ЛУКОЙЛу» почти в $50 млн. Разумеется, на нас ложится громадная ответственность по принятию решений о сроках производства буровых работ, определению точки бурения, аренде оборудования и т.д.

Отвлекаясь несколько в сторону, отмечу, представительство «ЛУКОЙЛ Оверсиз» в Азербайджане отвечает за работу по всем проектам компании в данной стране. Персонал представительства накопил значительные знания и навыки, участвуя в таких проектах, как «Азери-Чираг-Гюнешли», «Шах-Дениз», а также в переговорах с участием иностранных партнеров по перспективным структурам. Благодаря выбранной концепции единого оператора, когда один коллектив осуществляет работу по всем проектам в регионе, нам удалось построить высокоэффективную структуру управления. В целом можно говорить о создании на основе и опыте работ в Азербайджане стройной системы управления проектами, которая стала мощным активом «ЛУКОЙЛ Оверсиз» и будет использоваться при выполнении других международных проектов.

«НиК»: Расскажите, пожалуйста, подробнее о блоке Д-222.

— Д-222 является частью крупного свода Ялама-Самур, который расположен примерно равными частями в азербайджанском и российском секторах Каспийского моря, в западной его части, на расстоянии 30 км от берега. Глубина моря в районе перспективной структуры Ялама составляет от 80 до 700 м. Вероятность открытия промышленных запасов углеводородов в размере около 90 млн тонн условного топлива оценивается как высокая.

Соглашение о разведке, разработке и долевом разделе добычи по блоку Д-222 было подписано 3 июля 1997 года в Москве в ходе официального визита президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева в Российскую Федерацию. После ратификации Милли Меджлисом (парламентом) Азербайджана 10 декабря 1997 года соглашение вступило в законную силу.

За прошедшие годы такие наши подрядчики, как Caspian Geophysical, «ПетроАльянс» и «Союзморгео», провели масштабные геологические и сейсмические (2D и 3D) исследования. После детальной интерпретации полученных данных, оценки структуры блока и естественных границ нефтегазоносной структуры оказалось, что границы структуры выходят за пределы контрактной площади, координаты которой были определены в Соглашении 1997 года.

В связи с этим «ЛУКОЙЛ» обратился к ГНКАР с предложением о расширении контрактной площади с 1287 км2 до 3037 км2, а также об увеличении долевого участия компании в проекте с 60% до 80% за счет переуступки 20% долевого участия ГНКАР. В результате 4 апреля 2003 года главы «ЛУКОЙЛа» и ГНКАР подписали соответствующие соглашения.

Совет директоров «ЛУКОЙЛа» 16 апреля рассмотрел ход выполнения программы работ в Каспийском регионе и определил бурение первой поисковой скважины на структуре Д-222 в 2004 году стратегически важной задачей. Отмечу, что бурение планируется начать во втором полугодии с использованием плавучей полупогружной буровой установки DSS-20 (подробнее см. «Что такое DSS-20»), строительство которой будет завершено через несколько месяцев. Глубина первой скважины панируется до 4,5 тыс. метров при глубине моря в точке бурения 350 метров.

«НиК»: Планирует ли «ЛУКОЙЛ Оверсиз» привлекать для работ на Д-222 иностранного подрядчика?

— Для выполнения всего комплекса работ на блоке Д-222 нам, безусловно, потребуется добросовестный подрядчик, имеющий большой опыт работы на шельфе. Этими качествами обладает норвежская компания Statoil, которая, кроме прочего, имеет опыт работы в азербайджанской и казахстанской частях Каспия.

Statoil неоднократно выражала заинтересованность в совместных с «ЛУКОЙЛом» работах, в частности, по разработке российской части Каспийского моря. Насколько мне известно, в настоящее время ведутся активные переговоры по этим направлениям.

"