Posted 18 декабря 2003,, 07:22

Published 18 декабря 2003,, 07:22

Modified 16 августа 2022,, 21:42

Updated 16 августа 2022,, 21:42

"Синтетика" вместо газа?

18 декабря 2003, 07:22
Недропользователи Восточной Сибири изучают перспективы производства синтетического топлива 16 декабря управляющий директор по производству и технологиям ТНК-BP Виктор Вексельберг сообщил, что его компания изучает проект строительства на базе Ковыктинского месторождения завода по производству диметилового эфира (ДМЭ) и что его реализация может начаться уже в 2005 г.
Сюжет
ТНК-BP

Недропользователи Восточной Сибири изучают перспективы производства синтетического топлива

16 декабря управляющий директор по производству и технологиям ТНК-BP Виктор Вексельберг сообщил, что его компания изучает проект строительства на базе Ковыктинского месторождения завода по производству диметилового эфира (ДМЭ) и что его реализация может начаться уже в 2005 г. ТНК-BP не единственная из недропользователей Восточной Сибири, которая ищет способы повышения эффективности добычных проектов в этом регионе. В качестве одного из них рассматривается строительство заводов по производству синтетического дизтоплива, ДМЭ и др.

Трудности, с которыми сталкиваются компании, владеющие лицензиями на нефтегазовые кладовые Восточной Сибири, вызваны отдаленностью и слабой экономической развитостью региона. В первую очередь это отсутствие транспортной инфраструктуры. В отношении газовых запасов эта проблема стоит наиболее остро из-за ограниченности способов его транспортировки и усугубляется низкой платежеспособностью внутреннего рынка. Сам "Газпром" признает несостоятельной идею подачи восточносибирского газа в ЕСГ и ищет альтернативные пути реализации своей будущей продукции (в частности, с Собинского месторождения).

В поисках выхода из этой ситуации все крупные недропользователи региона - "ЮКОС", "Якутгазпром", "Газпром ", а теперь и ТНК-BP - изучают возможность организации на своих промыслах производства синтетического топлива, которое можно вывозить по железной дороге или даже на бензовозах. Более того, "ЮКОС" рассматривает перспективы производства синтетической нефти для закачки его в планируемый нефтепровод.

Технологии производства синтетического топлива позиционируются их разработчиками как способ достижения рентабельности вовлечения в эксплуатацию труднодоступных залежей углеводородов, в т.ч. месторождений, содержащих низконапорный газ. Однако это пока не подтверждается практикой: в мире такая технология не популярна. Слабым местом практически всех видов синтетического топлива являются чрезвычайно высокие затраты на организацию производства.

В мире существует всего три крупных завода - два в ЮАР и один в Малайзии, использующих технологию GTL (газ-в-жидкость), и их суммарная производительность не превышает 2 млн твг. Что касается ДМЭ, к которому присматриваются в ТНК-BP, то его в мире производится и того меньше - около 150 тыс. твг. Будучи призванным служить в качестве "экологической" присадки к топливу или как само топливо, ДМЭ пока используется преимущественно в парфюмерно-косметической промышленности и в производстве бытовой химии.

ТНК-BP рассматривает возможность вложить в создание завода по технологии GTL $400 млн. Исходя из расчетов международных экспертов, такие вложения соответствуют заводу мощностью около 1 млн тонн ДМЭ. Это почти в 7 (!) раз превышает объем мирового производства.

Отметим, кстати, что "гигантизмом" страдает и проект "Газпрома": на Собинском месторождении компания предполагает построить завод мощностью 5,5 млн твг. Правда, "Газпром" еще не определился с тем, какие именно виды синтетической продукции завод будет выпускать (подробнее см. "Положение обязывает", "НиК" №11/2003).

Учитывая вышесказанное, есть серьезные основания сомневаться, что производство синтетического топлива сможет повысить рентабельность восточносибирских газовых проектов по крайней мере в обозримом будущем.

OilCapital.ru

"