Posted 18 августа 2011,, 05:31

Published 18 августа 2011,, 05:31

Modified 20 августа 2022,, 20:24

Updated 20 августа 2022,, 20:24

Владимиру Евтушенкову придется смириться с потерями

18 августа 2011, 05:31
Нефтяники получат налоговый режим "60-66", но без компенсации убытков ИЗВЕСТИЯ Министерство финансов готово согласовать новый режим налогообложения экспорта нефти и нефтепродуктов, получивший условное название "60-66", выяснили "Известия". От введения новой схемы (скорее всего это произойдет с 1 октября) крупно выиграют нефтяные компании, в проигравших рискуют оказаться лишь "Татнефть" и "Башнефть".

Нефтяники получат налоговый режим "60-66", но без компенсации убытков

Министерство финансов готово согласовать новый режим налогообложения экспорта нефти и нефтепродуктов, получивший условное название "60-66", выяснили "Известия". От введения новой схемы (скорее всего это произойдет с 1 октября) крупно выиграют нефтяные компании, в проигравших рискуют оказаться лишь "Татнефть" и "Башнефть". Вопрос о компенсациях им вынесли "за рамки", его обсуждение продолжат осенью.

Битвы вокруг режима "60-66" идут с 2010 года. Министерство энергетики предлагало запустить его с начала 2011 года, но утрясание проекта между разными ведомствами затянулось. И вот согласие достигнуто. По словам информированного источника, отвечающий за налоговую политику и формирование бюджета министр финансов Алексей Кудрин пообещал Владимиру Путину согласовать налоговый режим "60-66".

Официально ни в Минфине, ни в Минэнерго этого не подтверждают. Но уже на текущей неделе Минэнерго намерено закончить согласование поправок и внести соответствующий проект постановления в правительство.

— Мы надеемся, что правительство утвердит пакет "60-66" до конца августа, чтобы он мог заработать с 1 октября" — подтвердил источник в ведомстве.

То есть уже через полтора месяца денежные потоки в российской нефтянке могут заметно измениться. Почти все компании от этого выиграют. За 2012 год "Роснефть" таким образом сэкономит $775 млн, ТНК-BP — $60 млн, "Сургутнефтегаз" — $380 млн, "Лукойл" — $130 млн, "Газпром нефть" — $103 млн. Потеряют только "Татнефть" и "Башнефть". Как подсчитал аналитик инвесткомпании "Брокеркредитсервис" Андрей Полищук, убытки первой составят $64 млн — правда, их компания, скорее всего, сможет компенсировать экономией расходов. "Башнефть" (основной акционер — АФК "Система" Владимира Евтушенкова) лишится $204 млн, полагает эксперт. То есть компания может потерять 6% от своей EBITDA (прибыль до учета налогов, процентов по кредитам и амортизации) за 2012 год.

Подсчеты специалистов Минэнерго близки к этой оценке. При цене нефти в $55 за баррель (сейчас она стоит $111) "Башнефть" ежегодно с 2012 по 2016 год будет терять $88 млн. При $95 за баррель нефти — уже $167 млн. Это произойдет из-за того, что компания добывает черного золота меньше, чем перерабатывает на собственных заводах. Пока не начнется добыча на недавно приобретенном месторождении имени Требса и Титова, компании придется покупать "на стороне" по 9,5 млн т нефти в год.

Потери "Татнефти" объясняются запуском в 2013 году на ее дочернем НПЗ "Танеко" мощностей по переработке 7 млн т нефти в мазут. И пока в 2016 году компания не начнет делать из этого мазута светлые нефтепродукты, его экспорт будет приносить по $216 млн убытков в год (при цене нефти в $95 за баррель). В удачном 2013 году потери при такой цене нефти составят $83 млн.

Поэтому Минэнерго еще в апреле предложило помочь двум проигравшим нефтяным компаниям, или, говоря официальным языком, компенсировать им выпадающие доходы. Например, обнулив ставку НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) на некоторых месторождениях "Башнефти" и Татнефти". Но Алексей Кудрин выступает категорически против этого. В ответ в Минэнерго предложили дать компаниям скидку на перевозку нефтепродуктов по железным дорогам, а потом компенсировать из бюджета потери железнодорожников. В "Башнефти" и "Татнефти" ситуацию не комментируют.

Пока спор продолжается, чтобы не тормозить введение режима "60-66", вопрос компенсаций решено вынести "за скобки".

— Нефтяная отрасль инерционна. Если компенсации не будет, то потери они понесут далеко не сразу. Поэтому сначала будет принята система "60-66", а потом уже, отдельно, — решение по компенсациям, — говорит источник "Известий".

Потери нескольких сотен миллионов долларов для компаний событие заметное, но не критичное, полагают эксперты.

— Совершенно точно "Башнефть" и "Татнефть" не остановятся. Речь, конечно, не о двух рублях, сумма потерь получится чувствительной. Но если аккуратнее обращаться с затратами, можно компенсировать где-то 2/3 потерь, — говорит соруководитель аналитического отдела независимого аналитического агентства "Инвесткафе" Дмитрий Адамидов.

— Как правило, споры о налогах заканчиваются в пользу Минфина. Но мое личное мнение — льготы "Башнефть" все же получит. "Татнефти" они не нужны — это будет прямое спонсирование строительства второй очереди НПЗ, — отмечает Андрей Полищук. — Скорее всего, в Минфине не хотят давать компенсацию именно "Татнефти", и сейчас идет выбор схемы поддержки, которая устроит ведомство.

Введение режима "60-66" — настоящая революция в отрасли, которая должна изменить отношение нефтяных компаний к глубокой переработке черного золота.

Дело в том, что сейчас экспортная пошлина составляет $29,2 за тонну нефти плюс 65% с того, что превышает $182,5. Это соответствует 16% с первых $25 в стоимости барреля и 65% — со всего, что этот минимальный уровень превышает. Со светлых нефтепродуктов (вроде бензина и солярки) при пересечении границы берут 67% от величины нефтяной пошлины, с темных (мазута) — 46,7%. В результате все последние годы нефтяникам оказывается гораздо выгоднее вывозить не сырую нефть и не бензин, а самый дешевый мазут. Поэтому российские НПЗ изо всех сил гонят именно его, в ущерб выпуску бензина и дизельного топлива.

Режим "60-66" должен положить этому конец. Нефтяную пошлину в нем предлагается снизить с 65 до 60%. А на экспорт нефтепродуктов — уравнять на уровне 66% от нефтяной. Таким образом, гнать за рубеж мазут станет невыгодно, а его избыток нефтяные компании вынуждены будут перерабатывать внутри страны в более дорогой бензин. Деньги на модернизацию производства появятся благодаря небольшой скидке в пошлине на черное золото. После случившегося в стране в конце апреля дефицита солярки и бензина режим "60-66" решили расширить, сохранив действующую с мая заградительную экспортную пошлину на прямогонный бензин в 90% от пошлины на нефть.

("ИЗВЕСТИЯ" on-line версия, 18.08.2011, ПАВЕЛ АРАБОВ)

"