МПР РФ, выдавая лицензии на разработку месторождений, практически устранилось от контроля за их выполнением – Счетная палата РФ

МПР РФ, выдавая лицензии на разработку месторождений, практически устранилось от контроля за их выполнением – Счетная палата РФ
Новость

18 июля 2003, 15:05
Проверки в МПР России, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах, Архангельской, Магаданской и Сахалинской областях показали, что МПР России, выдавая лицензии на разработку месторождений, практически устранилось от контроля, за их выполнением и управлением государственным фондом недр.

Проверки в МПР России, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах, Архангельской, Магаданской и Сахалинской областях показали, что МПР России, выдавая лицензии на разработку месторождений, практически устранилось от контроля, за их выполнением и управлением государственным фондом недр. Об этом говорится в отчете Счетной палаты РФ "Об экономическом и финансовом состоянии естественных монополий".

По мнению Счетной палаты, отсутствует должный финансовый контроль поступления в федеральный бюджет средств, полученных от проведения конкурсов (аукционов) на право пользования недрами.

Так, МПР России, администрацией Омской области и ОАО "Сибнефть" в нарушение Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" в лицензионном соглашении об условиях пользования недрами по Крапивинскому месторождению нефти не был предусмотрен разовый платеж за добычу полезных ископаемых.

Были выявлены основные виды нарушений Закона "О недрах". Так, имело место 10556 нарушений норм и правил ведения геологоразведочных работ и эксплуатации недр, в том числе: самовольное (безлицензионное) пользование недрами - 27 случаев; несвоевременное внесение в госбюджет платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы - 1627; нарушение стандартов (норм и правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр - 5402 случаев.

В 2001-2002 гг. не соблюдались условия лицензионных соглашений на участках недр и месторождений, находящихся в субъектах РФ, нефтяными компаниями "ЮКОС", "ЛУКОЙЛ", "Роснефть", "Сибнефть" и "СИДАНКО".

Почти все нефтяные компании не выдерживали сроки по пересчету запасов углеводородного сырья и обновлению проектной и технологической документации, оговоренных в лицензионных соглашениях.

Для изменения сложившейся ситуации с состоянием минерально-сырьевой базы в нефтегазовом комплексе страны, по мнению Счетной палаты, было бы целесообразно:
- усилить полномочия и ответственность органов, отвечающих за количественную и качественную оценку запасов углеводородного сырья при постановке их на государственный баланс;
- усилить контроль государственных органов за выполнением основных условий лицензий на пользование недрами, использования новейших технологий, повышения коэффициента нефтеотдачи;
- создать законодательную базу в области недропользования в части стимулирования эффективного выполнения геологоразведочных работ за счет собственных средств;
- создать благоприятные условия для привлечения инвестиций, направленных на повышение извлекаемого потенциала ресурсов нефти из разрабатываемых месторождений, и снижения издержек производства при добыче нефтяного сырья;
- законодательно закрепить штрафные санкции за невыполнение сроков и объемов работ, определенных в лицензионных соглашениях.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter