Финансирование поискового бурения в нефтяной отрасли России уменьшилось в 2002 г. почти в 2 раза до 12,1 млрд руб.

Финансирование поискового бурения в нефтяной отрасли России уменьшилось в 2002 г. почти в 2 раза до 12,1 млрд руб.
Новость

18 июля, 15:01
С отменой в России ставок на воспроизводство минерально-сырьевой базы объемы геологоразведочных работ в основных нефтедобывающих регионах России упали в 1,5-1,8 раза, что привело к существенному падению прироста промышленных запасов нефти с газовым конденсатом. Такие данные содержатся в отчете Счетной палаты РФ "Об экономическом и финансовом состоянии естественных монополий".

С отменой в России ставок на воспроизводство минерально-сырьевой базы объемы геологоразведочных работ в основных нефтедобывающих регионах России упали в 1,5-1,8 раза, что привело к существенному падению прироста промышленных запасов нефти с газовым конденсатом. Такие данные содержатся в отчете Счетной палаты РФ "Об экономическом и финансовом состоянии естественных монополий".

Так, если в 2001 г. общий объем финансирования геологоразведочных работ на нефть и газ на территории РФ составлял 46198,4 млн руб., то в 2002 г. он сократился на 31,2% и составил 31766,2 млн руб.

Финансирование работ поискового бурения в нефтяной отрасли уменьшилось за последний год в 1,92 раза - с 23347,7 млн руб. в 2001 г. до 12145,1 млн руб. в 2002 г. Объемы финансирования разведочного бурения сократились в 1,3 раза - соответственно с 6138,6 млн рублей до 4711,8 млн руб.

Таким образом, и в 2002 г. продолжает ухудшаться сырьевая база добывающих отраслей, как в количественном (сокращение объема запасов), так и в качественном (рост доли трудноизвлекаемых запасов) отношениях, что связано со спадом геологоразведочных работ. Следует учитывать, что часть запасов нефти была приращена в 2002 г. за счет работ, профинансированных в 2001 г. из средств ВМСБ. То есть прирост запасов, сформированный за счет средств предприятий -недропользователей, будет виден только по результатам геологоразведочных работ 2003 г.

Основной прирост запасов нефти и газа в 2002 г., как и в предыдущие годы, получен по открытым ранее месторождениям.

Оценивая потребности страны в разведанных запасах, степень восполнения сырьевой базы и возможные уровни добычи нефти на перспективу, необходимо иметь в виду сложившуюся тенденцию ухудшения качественной структуры разведанных запасов. Это происходит, в частности, вследствие возрастания в них доли трудноизвлекаемых запасов.

Ресурсный потенциал добывающих субъектов РФ уже недостаточен для воспроизводства экономически эффективных в разработке запасов.

Результаты проведенных Счетной палатой РФ проверок нефтяных компаний ОАО "НК "Роснефть", ОАО "НК "ЛУКОЙЛ", ОАО "НГК "Славнефть" подтверждают выводы, что основная причина перевода скважин в категорию бездействующих и их консервации - низкий дебит нефти и высокая обводненность продукции, делающие их эксплуатацию убыточной для нефтяных компаний.

В отчете Счетной палаты отмечается, необходимость совершенствования действующего российского законодательства и, в первую очередь, системы налогообложения нефтедобывающей отрасли, которая ориентирована на налогообложение высокодебитных месторождений и не учитывает объективно обусловленного роста издержек добычи по мере уменьшения дебитов скважин и роста обводненности.

Для преодоления сложившейся ситуации Счетная палата РФ считает целесообразным рекомендовать правительству РФ разработать единый пакет соподчиненных законодательных и нормативных актов, обеспечивающих:
- гибкое (стимулирующее) налогообложение в части эксплуатации истощенных запасов, ввод в разработку трудноизвлекаемых запасов с помощью новых технологий;
- ввод в эксплуатацию бездействующих, законсервированных и контрольных скважин;
- применение методов повышения нефтеотдачи пластов.

Разработка и принятие федерального закона "О налоговом режиме добычи нефти из низкопродуктивных участков недр" позволит стимулировать развитие нефтедобывающей отрасли. Если не ввести льготы по налогам для низкорентабельных месторождений, то можно ожидать, что не менее чем на трети действующих месторождений добыча нефти может прекратиться, при этом пополнится и так достаточно высокий объем "замороженных" месторождений, который может возрасти до 50% от распределенного фонда участков недр.

По мнению Счетной палаты, необходимо приступить к практической реализации системы рентных платежей, которая наиболее полно учитывала бы геолого-экономические особенности месторождений. Механизм изъятия природной ренты должен предусматривать дифференциацию поступлений в бюджет в зависимости от уровня рентабельности разрабатываемого пользователем недр конкретного месторождения.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter