Posted 18 февраля 2020,, 07:00

Published 18 февраля 2020,, 07:00

Modified 15 сентября 2022,, 20:49

Updated 15 сентября 2022,, 20:49

Арктика требует отечественных технологий и стандартов

18 февраля 2020, 07:00
Для освоения углеводородных месторождений континентального шельфа и Арктического региона необходимо сформировать отраслевую технологическую платформу

Накануне стало известно, что правительство РФ поддержало четыре законопроекта, которые после их принятия могут придать новый импульс реализации якорных проектов в Арктике, в частности, проекта «Восток Ойл», над которым работает «Роснефть» с западными и индийскими инвесторами. Об этом сообщил вице-премьер Юрий Борисов на встрече с президентом России Владимиром Путиным.

«Также мы с Андреем Рэмовичем Белоусовым в тесном контакте работаем над перезапуском инновационного цикла. Считаю, что на последнем заседании правительства были рассмотрены и поддержаны четыре законопроекта, которые после принятия откроют реальную возможность реализации якорных проектов в Арктике, в частности, „Роснефти“ и других наших добывающих компаний, что очень важно. Они, безусловно, дадут прирост темпам экономики страны», — сказал Борисов. Очевидно, что кабинет министров не собирается отказываться от дорогих, но перспективных арктических проектов.

Основным направлениям решения проблем освоения морских месторождений, в том числе и на шельфе арктических морей России, была посвящена конференция «Обустройство нефтегазовых месторождений», состоявшаяся в Москве.

В своем выступлении научный руководитель Института арктических нефтегазовых технологий РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина Анатолий Золотухин напомнил, что согласно новой Энергетической стратегии России до 2035 года в Арктике будут добывать от 15 до 25% всей российской нефти. Однако, по его мнению, регион может производить до 30% российского «черного золота».

Ученый подчеркнул, что объемы производства сжиженного природного газа и вовсе имеют «взрывной характер» и к 2035 он могут достичь 120 млн т в год. Благодаря этому Россия способна стать лидером по производству данного энергосырья. Кроме того, он отметил, что промышленное развитие Арктики повлечет за собой и расширение объемов транспортировки по Севморпути — к 2035 году объемы грузоперевозок достигнут 160 млн тонн.

При этом Золотухин в своем докладе раскритиковал массово формирующуюся в общественном мнении климатическую истерию. Он напомнил, что более 500 мировых ученых уже обратились в ООН с требованием пересмотреть современный подход к экологии, поскольку, по их мнению, нет никой чрезвычайной климатической ситуации, а нынешняя политика в области климата бессмысленна и серьезно подрывает существующую экономическую систему.

В качестве примера Золотухин привел ситуацию с закрытием угольных электростанций в Саксонии: «Экологические нормы работы данных предприятий таковы, что там нет никаких выбросов, но непрофессиональное общественное мнение настолько сильно, что эти станции все же закроют», — рассказал ученый. Он напомнил, что в ряде европейских стран борьба с глобальным потеплением привела к сокращению числа людей, желающих получать технические и инженерные специальности: «В Норвегии люди не хотят учиться и работать нефтяниками, они боятся не найти работу, хотя нефтегазовых ресурсов страны на шельфе северных морей хватит минимум на 50 лет. Через 10 лет некого будет учить, а еще через 5 лет и некому будет учить — и все это под влиянием общественного мнения», — рассказал ученый.

Он также заметил, что несмотря на негативную реакцию экологов в нетронутых районах Арктики компании продолжают поиски углеводородных ресурсов. При этом компании сталкиваются с целым рядом проблем — технических, финансовых, экологических. «Газпрому» и «Роснефти» даже с налоговыми льготами трудно работать в Арктике из-за американских санкций, поэтому российские компании все больше сосредотачиваются на собственных решениях для замены санкционного оборудования и на развитии собственных технологий добычи», — отметил Золотухин.

Исполнительный директор Российского газового общества Роман Самсонов, выступая на конференции, обратил внимание на проблему всей российской нефтегазовой отрасли и в частности шельфовой добычи, а именно на необходимость развития стандартизации и технического регулирования строительства и эксплуатации морских нефтегазовых объектов: «Системность и стройность подхода принципиальна. Создать отечественную API без общего регулирования и общего подхода невозможно», — заметил Самсонов.

По его мнению, для освоения углеводородных месторождений континентального шельфа и Арктического региона необходимо сформировать отраслевую технологическую платформу, унифицировать требования к оборудованию и процессам нефтегазовой добычи. Эта платформа должна объединять все заинтересованные стороны: заказчиков, производителей, государственные органы.

"