Posted 18 февраля 2009,, 07:56

Published 18 февраля 2009,, 07:56

Modified 16 августа 2022,, 21:26

Updated 16 августа 2022,, 21:26

Не в последний раз?

18 февраля 2009, 07:56
О газовом конфликте России и Украины Новогодний газовый триллер в этот раз особенно удался. В финальной его части даже складывалось впечатление, что Москва не вполне контролирует ситуацию. Но вроде все вышло по-нашему. Когда же пыль улеглась, выяснилось, что главный-то — стратегический — вопрос с Украиной вообще никак не связан.
Сюжет
ЕС

О газовом конфликте России и Украины

Новогодний газовый триллер в этот раз особенно удался. В финальной его части даже складывалось впечатление, что Москва не вполне контролирует ситуацию. Но вроде все вышло по-нашему. Когда же пыль улеглась, выяснилось, что главный-то — стратегический — вопрос с Украиной вообще никак не связан. Он звучит так: «Есть ли у Евросоюза реальная альтернатива российскому газу?» Если ответ отрицательный, ЕС должен быть заинтересован в минимизации транзитной зависимости.

К началу 2008 года Москва и Киев тоже не успели завершить переговоры об условиях поставки российского газа на Украину. Тогда, как писал «НиК», «Европа замерла в ожидании — пройдет через Украину весь ее газ или нет?» (см. «Чувство недосказанности» в «НиК» №3, 2008 г.). Газ прошел, а возникшую напряженность сняли после телефонных (!) переговоров глав «Газпрома» и «Нафтогаза Украины». Схема поставок, которая была предметом обсуждений, осталась прежней: посредник — RosUkrEnergo — сохранил свою роль.

При этом с президентом Ющенко была достигнута договоренность, что «дочка» «Газпрома» получит возможность поставлять напрямую до 50% всего потребляемого на Украине газа. Как и прогнозировал «НиК», эта договоренность в полном объеме реализована не была: в мае компания «Газпром сбыт Украина» начала поставки топлива — с ней заключили контракты около 30 промышленных предприятий, однако вместо 7,5 млрд м3 (что уже гораздо меньше 50%), которые рассчитывал реализовать «Газпром», продать удалось менее 3,5 млрд м3… Но это, безусловно, не главное. В конце 2008 года Москве, во-первых, нужен был веский аргумент для продолжения работы над проектом газопровода «Южный поток». Кстати, нахождение этого «аргумента» в полной мере отвечало интересам Европы — ведь отчасти и европейские предприятия будут участвовать в освоении тех денег, которые выделят на строительство. В условиях кризиса они будут явно нелишними.

Плюс, разумеется, диверсификация маршрутов, а значит — новый уровень энергетической безопасности.

Во-вторых, в преддверии президентских выборов на Украине Москва решила не финансировать предвыборную кампанию, по крайней мере тех украинских бенефициаров RosUkrEnergo, которые до 2009 года имели долю в выручаемой компанией дельте. От такого посредника в газовой торговле России и Украины Москва решила избавиться.

Цель №1

Конечно, если бы схема поставок газа на Украину была прозрачной, возможностей выставить Киев в неприглядном свете у Москвы было бы гораздо меньше. Равно как если бы на Украине не было противоречий между президентом и премьером, готовыми использовать газовую карту во внутриполитической борьбе. Это вполне объективные доводы в пользу «ненадежности» Украины, которые закономерно привели к ослаблению ее позиций.

По новому контракту Украина заплатит в 2009 году за газ «на 25 млрд гривен» (по нынешнему курсу это около $3,2 млрд) больше, чем годом ранее, компания импортер — теперь «Нафтогаз Украины» — не будет иметь права реэкспорта газа, а «Газпром сбыт Украина» получит 25% украинского рынка. Таким образом, все, чего Россия хотела добиться на Украине в краткосрочной перспективе, она добилась.

Правда, почему-то забывается, что «Газпром» был полноправным участником прежней непрозрачной схемы, имея 50% в RosUkrEnergo.

Более того, вызывает недоумение тот факт, что российская госкомпания, очевидно, с ведома своего основного акционера, создала СП (цитируем Владимира Путина) «с какими-то физическими лицами, которых мы не знаем», и дала этому СП право реэкспорта газа в Европу…

Цель №2

Можно ли говорить, что европейские цели также в целом достигнуты? В принципе, конкретных результатов пока нет, но в том, что Европа прочувствовала на холоде, что продвигаемые «Газпромом» проекты стоит поддерживать, сомневаться не приходится.

Вот лишь несколько примеров.

Венгрия устами министра финансов Яноша Вереша выразила поддержку «Южному потоку» во время визита в Будапешт российской делегации.

Глава Eni Паоло Скарони согласился с Алексеем Миллером в необходимости ускорить разработку ТЭО и обоснования инвестиций «Южного потока» (что, впрочем, неудивительно, ведь итальянцы — участники строительства подводного участка). Словакия выразила заинтересованность в создании с участием «Газпрома» компании, которая будет заниматься сбытом газа на внутреннем рынке. Переговоры на эту тему провел в Братиславе зампред правления российской монополии Александр Медведев. Канцлер Германии Ангела Меркель направила главе Еврокомиссии Жозе Мануэлу Баррозу письмо, в котором призвала комиссию поддержать новые газопроводные проекты — «Южный поток», «Северный поток» и Nabucco. Правда, Швеция в ответ на это письмо заявила, что газовый кризис (Швеции, кстати, не коснувшийся) не повлияет на ее позицию по экологической безопасности «Северного потока». В февралемарте Стокгольм ожидает новые документы по проекту, экспертиза которых займет не менее трех месяцев.

С другой стороны, на фоне прекращения транзита российского газа через территорию Украины резко возросла популярность газопровода Nabucco, который должен привести в Юго-Восточную Европу (как минимум) газ Азербайджана и среднеазиатских республик. На сегодняшний день это единственная теоретически возможная альтернатива российским поставкам.

Побочный эффект незначителен

В конце января в Будапеште прошел экстренно созванный саммит участников Nabucco, который, что, впрочем, тоже естественно, не ознаменовался принятием каких-либо судьбоносных решений. Комиссар ЕС по энергетике Андрис Пиебалгс заявил, что на данном этапе ЕС не готов спонсировать проект, однако мог бы способствовать получению кредитов. И это понятно, потому что главной проблемой Nabucco по-прежнему остается необеспеченность сырьевой базой. А для ее решения одного политического желания Европы снизить энергетическую зависимость от России мало… О том, что найти для Nabucco достаточные объемы газа на берегах Каспия не удается, свидетельствует тот факт, что в качестве поставщика топлива в эту трубу уже рассматривается Египет.

Москве об этом прекрасно известно. И отнюдь не случайно, что через три дня после того, как транзит газа через Украину был возобновлен, Дмитрий Медведев совершил визит в Узбекистан. И президент Узбекистана Ислам Каримов заверил своего российского коллегу, что весь узбекский газ, предназначенный для экспорта, пойдет в Россию: «Мы продаем газ только России. Я хотел бы, чтобы мы однозначно поняли этот вопрос, однозначно согласились с тем, что газ, который поступает в трубы российские, становится уже российским. Кому дальше Россия будет продавать этот газ, кому поставлять, как распределять его — это полная компетенция российской стороны…» Эти слова Каримова, кстати, полностью нивелируют эффект, который произвел выход Узбекистана из ЕврАзЭС, и опровергают поспешные выводы некоторых наблюдателей о том, что Москва теряет влияние на Ташкент (см. также «Огород требует полива» в «НиК» №12, 2008 г.).

Залогом развития устойчивых отношений в газовой сфере, безусловно, станут и достигнутые договоренности о переходе на рыночные цены, которые в январе еще раз подтвердил Дмитрий Медведев: «Независимо от того, нравится комуто это или нет, мы будем торговать на рыночных условиях… Применительно к тому конфликту, который недавно был вокруг ценообразования при поставках газа на Украину, это как раз, в конечном счете, отображение наших общих договоренностей, в том числе с нашими среднеазиатскими партнерами, включая Узбекистан. И здесь не может быть поводов для обид или последующей ревизии каких-то соглашений».

Таким образом, Узбекистан не может стать источником газа для Nabucco. И из «старых» кандидатов на постсоветском пространстве остаются только Туркменистан и Азербайджан.

Ашхабад, как известно, «закрепил» часть своих экспортных объемов за Китаем — газопровод в направлении Поднебесной уже строится. Кроме того, китайцев допустили к освоению газовых запасов республики. Отметим также, что президент Туркменистана не приехал на саммит по Nabucco в Будапешт, хотя его там ждали.

Азербайджан — самый вероятный поставщик Nabucco; и Ильхам Алиев на саммите был. Как и президент Турции, заинтересованной в наращивании транзитных потоков через свою территорию. Однако серьезного влияния на энергобаланс ЕС Азербайджан в силу ограниченности ресурсной базы в одиночку оказать не может. Рискнем предположить, что только ради газа Шах-Дениза Nabucco строить не будут.

Представителей Ирана на саммит не пригласили — участие этой страны в наполнении Nabucco газом со времен обострения ситуации вокруг ядерной программы Тегерана на официальных мероприятиях не обсуждается. Активную поддержку Тегерану пока, по тем же причинам, что и Азербайджану, устами своего президента оказывает только Турция. Тем не менее Иран и только Иран, кстати, постоянно выказывающий готовность присоединиться к Nabucco, может «вдохнуть в проект жизнь». Аналитики различных европейских агентств призвали политиков после кризиса пристальнее взглянуть на возможность участия Тегерана в газоснабжении Европы.

Однако на высшем уровне никаких заявлений по этому поводу не прозвучало. Правда, в конце января появилась информация, что в феврале Тегеран посетит бывший канцлер Германии Герхард Шредер. Ему якобы предстоит обсуждать там две проблемы — ядерную и газовую.

Так или иначе, но пока Nabucco не может рассматриваться как реальная альтернатива российским поставкам.

«Южный поток» — напротив, вполне реальная альтернатива небезопасному, как было доказано в январе, транзиту через Украину.

В ближайшем будущем

На данном этапе Евросоюзу предстоит принять решение по предложениям Еврокомиссии относительно строительства перемычек, которые обеспечат возможность аварийной переброски газа в те страны, которые полностью зависят от российского «голубого топлива». На эти цели в 2009 году предполагается выделить €1 млрд из «сэкономленных в 2008 году» средств. Такого рода страховку должны получить, например, Болгария, Словения и Словакия.

Повысит ли это энергобезопасность Европы? Безусловно. Вместе с тем вокруг каждого крупного проекта, подобного «Южному потоку», всегда были и будут конкурирующие идеи, сверхзадача которых — ослабить позицию контрагента. На наш взгляд, идею с перемычками стоит рассматривать, в том числе и в этом контексте.

От России при сложившейся конъюнктуре стоит ожидать активизации обсуждения строительства заводов по сжижению природного газа: в первую очередь на Ямале и, возможно, на Балтике. А в дополнение к этому — продвижения проекта строительства газопровода вдоль строящейся магистрали ВСТО (эту тему, отметим, поднимал Владимир Путин в самый разгар январского кризиса). Кроме того, логично было бы активизировать консультации созданного в прошлом году Форума стран — экспортеров газа — им точно будет что обсудить с учетом неминуемого при нынешнем ценообразовании обвала выручки в 2009 году.

Но базовый постулат от этого не меняется. У России сегодня нет альтернативного ЕС покупателя газа, а у ЕС нет альтернативного поставщика.

Как лишний раз показали январские события, ни та ни другая сторона не заинтересована в том, чтобы делать эту зависимость критичной.

"