Posted 17 декабря 2008,, 07:37

Published 17 декабря 2008,, 07:37

Modified 20 августа 2022,, 21:11

Updated 20 августа 2022,, 21:11

Вверх по течению черной реки

17 декабря 2008, 07:37
Вырастут или упадут цены на нефть? Российская газета, ТАТЬЯНА ЗЫКОВА, СЕРГЕЙ ЗЫКОВ Сегодня в алжирском городе Оран страны - экспортеры нефти попытаются ввести спасательные меры, чтобы удержать цены на нефть от дальнейшего обвала. Картель готов пойти на значительное сокращение добычи. Однако и это воздержание может оказаться недостаточным, если к нему не присоединится Россия.

Вырастут или упадут цены на нефть?

Российская газета, ТАТЬЯНА ЗЫКОВА, СЕРГЕЙ ЗЫКОВ Сегодня в алжирском городе Оран страны - экспортеры нефти попытаются ввести спасательные меры, чтобы удержать цены на нефть от дальнейшего обвала.

Картель готов пойти на значительное сокращение добычи. Однако и это воздержание может оказаться недостаточным, если к нему не присоединится Россия. Вопрос, в каком качестве. Ясно одно: ни картель, ни Россию нынешние цены не устраивают.

Накануне саммита из уст президента ОПЕК Шакиб Хелила в очередной раз раздался призыв к России не только поддержать картель, но и вступить в него. Тогда страны-экспортеры получат контрольный пакет всего производства нефти в мире вместо нынешних 40 процентов. О формате сотрудничества, возможно, станет ясно уже сегодня. На встрече ОПЕК Россию будут представлять вице-премьер Игорь Сечин и министр энергетики Сергей Шматко.

Как пояснили корреспонденту "РГ" в пресс-службе минэнерго, в данный момент ОПЕК рассматривает проект меморандума, подготовленный Министерством энергетики России. В нем идет речь о налаживании активного обмена информацией между сторонами и их системном взаимодействии для достижения стабильности и предсказуемости на мировом рынке нефти.

Президент России Дмитрий Медведев заявил ранее, что Россия может уменьшить добычу нефти для поддержания цены. Он также не исключил возможности участия России в организациях поставщиков углеводородов и других защитных мер. Но о вступлении в ОПЕК конкретно не говорилось.

Для того чтобы вступить в ОПЕК, России придется поменять законы. Например, отказаться от того, чтобы считать запасы полезных ископаемых государственной тайной, потому что квоты на добычу и их снижение в картеле устанавливают в пропорции к запасам. Таким образом, Россия потеряет некоторую нефтяную независимость. При этом нет гарантий, что цена поднимется до 70-80 долларов за баррель.

В любом случае еще накануне открытия сегодняшняя встреча стран - членов ОПЕК была окутана интригой. С одной стороны, ожидается, что будет объявлено о беспрецедентном сокращении добычи нефти до 2 миллионов баррелей в сутки. С другой стороны, на эту встречу впервые вылетели высокопоставленные российские чиновники. И страны - потребители нефти, которым выгодна низкая цена, замерли в ожидании.

Или Россия, на долю которой приходится около 10 процентов мировой добычи нефти, останется самостоятельным "балансером" и предложит свои механизмы, которые повлияют на нефтяные цены. Или ради благополучия доходной базы национального бюджета официально объявит о вступлении в эту организацию. А став ее членом, будет обязана в самое ближайшее время заняться распределением квот по сокращению объемов добычи нефти между собственными нефтяными компаниями внутри страны. Если это произойдет, то, как считает Валерий Крюков, заведующий кафедрой регулирования и управления сырьевыми отраслями ГУ- Высшая школа экономики, государство может столкнуться с проблемами так называемой "внутренней дисциплины". "Нефть - это не кран с водой, прикрыл скважину, и все", - говорит Валерий Крюков. По его словам, в большинстве стран - членов ОПЕК нефть добывает, как правило, одна национальная компания, с которой правительствам проще разобраться. В России сегодня 200 недропользователей, причем весьма инерционных, которым до сих пор сложно было что-то приказывать, поясняет Крюков. Поэтому распределять квоты среди них будет непросто. Во-первых, исходя из разного уровня месторождений, которыми они владеют. Во-вторых, из того, что до сих пор Россия вообще не сталкивалась с регулированием сырьевой добычи нефти оперативно, а не эпизодически, в режиме мониторинга лицензионных соглашений. "Все измерялось на приемных пунктах "Транснефти", - говорит Крюков. И не исключено, что в итоге ее просто зальют нефтью, не зная, что с ней делать. Все это - и консервация производства без его остановки, и организация контроля, и создание новых подземных нефтяных хранилищ - потребует внушительных финансовых затрат. Кто эти затраты понесет - нефтяные компании или государство, - главный вопрос, считает эксперт.

("РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА", 17.12.2008, ТАТЬЯНА ЗЫКОВА, СЕРГЕЙ ЗЫКОВ)

"