Posted 17 июля 2002,, 04:23

Published 17 июля 2002,, 04:23

Modified 16 августа 2022,, 21:42

Updated 16 августа 2022,, 21:42

Китайские компании хотят участвовать в нефтяных проектах на территории России

17 июля 2002, 04:23
Две крупнейшие нефтяные госкомпании Китая - Sinopec и China National Petroleum Corporation - ведут переговоры о приобретении долей в нефтяных месторождениях "ЮКОСа" на северо-востоке России. Об этом сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на слова представителя "ЮКОСа" в Пекине Сергея Присяжнюка. Месторождения, вызвавшие интерес китайских компаний, расположены на территориях Иркутской области и Республики Саха (Якутия) примерно в 1 тыс.
Сюжет
Sinopec

Две крупнейшие нефтяные госкомпании Китая - Sinopec и China National Petroleum Corporation - ведут переговоры о приобретении долей в нефтяных месторождениях "ЮКОСа" на северо-востоке России. Об этом сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на слова представителя "ЮКОСа" в Пекине Сергея Присяжнюка. Месторождения, вызвавшие интерес китайских компаний, расположены на территориях Иркутской области и Республики Саха (Якутия) примерно в 1 тыс. км к северу от границы России и Китая. Какие именно структуры являются предметом переговоров не уточняется.

Проекты по добыче нефти в Красноярском крае, Якутии и Иркутской области нельзя рассматривать в отдельности от проектов по транспортировке российской нефти в Китай и страны АТР. Ресурсной базой транспортных проектов как раз и являются месторождения востока России.

Первоначально в регионе существовал только один экспортный проект - нефтепровод из Ангарска в китайский город Дацин. С российской стороны в проекте участвовали "Транснефть" и "ЮКОС". В сентябре 2001 г. эти компании подписали генеральное соглашение с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией о разработке ТЭО нефтепровода. Однако впоследствии "Транснефть" пересмотрела свою политику в этой области: сегодня компания активно работает над идеей строительства другого нефтепровода - из Ангарска в российский порт Находка. По мнению специалистов "Транснефти", преимущество этого трубопровода в том, что он позволяет значительно расширить рынки сбыта российской нефти: помимо Китая российскую нефть можно будет поставлять в страны АТР и США. "ЮКОС" же остался сторонником первоначального маршрута транспортировки нефти в Китай.

В конце июня глава компании М.Ходорковский заявил, что "труба" в Находку не может быть построена по элементарным экономическим соображениям. По его словам, чтобы окупить ее в течение 15 лет, на которые рассчитывает "Транснефть", ежегодно необходимо "прогонять" 50 млн т нефти. Т.е. за 15 лет "Транснефти" на эти цели понадобится 750 млн т нефти. А поскольку брать ее компания планирует у "ЮКОСа", которому нужно заполнять еще и свои мощности, всего понадобится, по подсчетам Ходорковского, ни много, ни мало, 1 млрд т. Как сделать миллиард тонн из имеющихся в Восточной Сибири 260 миллионов, президент "ЮКОСа" не представляет. Таким образом, именно ресурсная база является слабой стороной проекта "Транснефти".

Но и проект "ЮКОСа" также имеет свою слабую сторону. Лишившись такого сильного партнера как "Транснефть", перед "ЮКОСом" особо остро стала проблема привлечения инвестиций в строительство, стоимость которого оценивается в $1,7-2,0 млрд. Факт переговоров "ЮКОСа" с Китаем свидетельствует о том, что в условиях жесткой конкуренции трубопроводных проектов в регионе "ЮКОС" готов пойти на уступки, предоставив китайским компаниям доли в своих проектах по добыче нефти в обмен на участие Китая в строительстве нефтепровода.

Довольно странно, что в переговорах "ЮКОСа" с китайскими компаниями речь идет о структурах в Иркутской области и Республике Саха (Якутия). Формально у "ЮКОСа" нет месторождений в этих регионах.

OilCapital.ru

"