Posted 17 июня 2009,, 07:01

Published 17 июня 2009,, 07:01

Modified 20 августа 2022,, 21:09

Updated 20 августа 2022,, 21:09

Премьер сходил в геологоразведку

17 июня 2009, 07:01
Владимир Путин намерен централизовать управление минеральными ресурсами Время новостей В столице давно уже нет Центрального рынка, но всеобщая любовь к нему осталась. Премьер Владимир Путин сам в условиях рыночной экономики порой сильно ностальгирует по централизации -- то власти, то денег, то теперь минеральных ресурсов.

Владимир Путин намерен централизовать управление минеральными ресурсами

В столице давно уже нет Центрального рынка, но всеобщая любовь к нему осталась. Премьер Владимир Путин сам в условиях рыночной экономики порой сильно ностальгирует по централизации -- то власти, то денег, то теперь минеральных ресурсов. Вчера в особняке Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых на совещании, посвященном эффективному управлению российскими недрами, он выдвинул идею, способную коренным образом изменить структуру органов исполнительной власти в сырьевой отрасли.

Начал, правда, премьер с инноваций, которые до сих пор значатся среди приоритетов правительства, но закончил одой в адрес главного для российской экономики сектора -- сырьевого: «Это, как говорится, курица, которая несет золотые яйца». И ее надо вместе с этим дорогим продуктом беречь. Вот и решили золотые яйца из разных корзин собрать и сложить в одну.

«В сфере недропользования у нас управленческие функции осуществляют Минприроды, Минэнерго, «Роснедра», «Ростехнадзор», «Росприроднадзор», Минрегион, еще ряд ведомств. Поэтому фактически невозможно получить в одном месте полные, исчерпывающие данные о месторождениях и недропользователях», -- перечислил премьер радетелей над сырьевым бизнесом и вытекающие отсюда проблемы. Такое хитросплетение руководящих органов г-н Путин разрубил почти одним махом: «Предлагаю сформировать специальную рабочую группу, которая подготовит предложения по созданию централизованной, вертикально интегрированной системы управления минеральными ресурсами». Теперь в России, и без того обладающей множеством госмонополий, появится еще один «госгигант», управляющий одной, но самой важной в стране «курицей».

Необходимость создания очередной гигантской госструктуры мотивировал сам Владимир Путин: «У нас отсутствует единая система мониторинга и управления в сфере недропользования: соответствующая информация аккумулируется в разных ведомствах, по-разному учитывается и по-разному систематизируется». В принципе никто до конца не понял, что означает «создание вертикально интегрированной системы управления». А сейчас она какая? Есть правительство во главе с премьером, полномочия которого в ручном режиме предполагают возможность нажать на любой рычаг в любой отрасли. Яркий пример -- «Газпром». Есть вице-премьер, курирующий «курицу с золотыми яйцами», -- это Игорь Сечин. Под ним все ведомства, управляющие сырьевым сектором. В первую очередь два министерства -- природных ресурсов и энергетики (последнее специально создано с переходом г-на Путина в Белый дом для усиления влияния на отрасль). Государство контролирует сырьевые госмонополии и госкомпании, а на периферии сохраняются лишь остатки независимого сырьевого рынка.

«Куда уже большая централизация? -- недоумевал в разговоре с корреспондентом «Времени новостей» один из бывших чиновников Белого дома, отвечавший за госмонополии. -- Правда, если Игорь Сечин хочет пустить под нож «Росприроднадзор» и «Роснедра», а также всякие агентства и комиссии, то флаг ему в руки, можно только приветствовать. А создавать, особенно сейчас, в кризис новую монстровидную структуру или синекуру, выглядит как-то печально».

Кстати, никто из экспертов, с которыми вчера удалось переговорить корреспонденту «Времени новостей», не сомневался, что инициатива пока еще загадочной централизации принадлежит именно г-ну Сечину. И никто до конца определенно не мог сказать, зачем это ему нужно. Чувствует он себя в нынешней должности уверенно, даже раскрепощенно, отрасль в кризис на дно не свалилась, власти и влияния вполне достаточно.

Действительно, часть авторства Игоря Сечина в премьерской инициативе по переделу в управлениях в сырьевой отрасли прослеживается. Во всяком случае, если со всеми остальными участниками этого совещания, среди которых были главы МПР и Минэнерго Юрий Трутнев и Сергей Шматко, а также представители надзорных органов и киты сырьевого бизнеса (глава «Газпрома» Алексей Миллер, президент «Роснефти» Сергей Богданчиков и др.), г-н Путин пообщался в режиме вежливого приема (здесь десять минут, там пятнадцать), то тет-а-тет с Игорем Ивановичем занял почти сорок пять минут.

Все это время остальные участники совещания вынуждены были наслаждаться обществом друг друга за потсдамским столом, за которым заседала в июле-августе 1945 года знаменитая Потсдамская конференция с участием Сталина, Черчилля и Трумэна. Этот стол попал в Госкомиссию по запасам полезных ископаемых (никто не знает достоверно, почему) как военный трофей, был отреставрирован и по кускам (целиком не проходил) поднят на третий этаж особняка. Стол и, правда выглядел значительно. Все представили, как во главе стола в 1945-м сидел Сталин. Наконец, появился Игорь Сечин и сел по правую руку от главного кресла. Спустя минуту главное кресло занял Владимир Путин.

("ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ", 17.06.09, Вера КУЗНЕЦОВА)

"