Posted 17 апреля 2019,, 10:10

Published 17 апреля 2019,, 10:10

Modified 15 сентября 2022,, 20:22

Updated 15 сентября 2022,, 20:22

2030-е годы ознаменуются пиком потребления нефти

17 апреля 2019, 10:10
А вот роль транспорта в формировании спроса на нефть в ближайшие 10 лет роль будет снижаться

По прогнозам BP, пик потребления нефти придется на 2030-е годы, сообщил вице-президент, главный экономист BP в России Владимир Дребенцов на пленарной сессии Нефтегазового форума-2019. «Основные изменения на рынке нефти будут связаны с изменением парадигмы энергетических рынков: источники энергоресурсов будут диверсифицироваться; для нефти это означает снижение. Вместе с тем, мы считаем, что спрос на нефть продолжит расти в ближайшие полтора десятилетия, но весьма своеобразным образом. Мы ожидаем прирост глобального спроса на нефть на 10 млн б/с в течение 15 лет. Спрос будет расти за счет стран Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом эти 10 млн б/с будут обеспечены в основном приростом добычи в США (7 млн б/с) и стран ОПЕК (4 млн б/с). В России предложение будет увеличено на 1 млн б/с», — сказал Дребенцов.

Основные движения на рынке нефти будут связаны с изменяющейся парадигмой энергетических рынков — снижением доли нефти и диверсификацией в целом источников энергоресурсов.

Согласно референтному сценарию ВР, спрос на нефть будет продолжать расти, но своеобразным образом. Прирост глобального спроса на нефть или жидкие виды топлива ежегодно составит 10 млн б/с в течение следующих 15 лет. Этот спрос обеспечат развивающиеся страны, прежде всего АТР, при том что в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, он будет сокращаться.

«С точки зрения предложения эти 10 млн баррелей дополнительного спроса будут в основном обеспечены приростом добычи в Соединенных Штатах Америки — на 5 млн б/c. Следующий по значимости вклад внесет организация стран — экспортеров нефти — 4 млн б/с. Два небольших довеска к росту — Бразилия и Россия», — сказал Дребенцов.

Говоря о том, что же будет основным двигателем спроса на жидкие углеводороды, спикер отметил, что основные изменения рынка нефти в течение следующих десятилетий будут происходить в области транспорта. Если рассматривать сектор транспорта, ВР ожидает прироста 5 млн б/с (из 10 млн б/с — прим. «НиК»), из которых 3 млн б/с придутся на авиацию и морской транспорт и только 2 млн б/с — на все виды дорожного транспорта.

«Хорошая новость для нефтяных рынков в том, что основным топливом на транспорте до 2040 г. останется нефть, жидкие углеводородные ресурсы — на их долю придутся 85% спроса на энергию. Примерно 5% будут приходиться на газ, электроэнергию и другие виды топлива, включая водород. Если посмотреть на аккумулятивный спрос именно на нефть, то основным двигателем роста спроса на нефть в транспорте будет авиация», — сказал Дребенцов.

По его словам, одним из основных изменений, которые предстоят в течение следующих десятилетий на транспорте, естественно, будет рост числа электромобилей — их доля к 2040 г. составит примерно 15% автомобильного мирового парка. Это порядка 200 млн легковых автомобилей, еще 50 млн других автомобилей.

Спикер отметил, что к 2035 г. спрос на нефть достигнет пика. Вероятность того, что это изменение парадигмы мирового нефтяного рынка произойдет, очень высока. Уже после 2035 г. общий спрос на нефть начнет снижаться. Более того, основным двигателем прироста спроса на жидкие углеводороды будет уже не транспорт, а использование нефти в виде сырья, т. е. нефтехимия. Здесь ожидаемый прирост составит 5 млн б/с.

Дребенцов также обратил внимание, что, даже если мир пойдет по низкоуглеродному сценарию, прописанному парижскими соглашениями, для обеспечения предложения нефти к 2040 г. на уровне 80 млн б/с потребуются очень большие инвестиции в нефтедобычу.

upd. 19.04.2019 11:00

"