Posted 17 апреля 2014,, 08:06

Published 17 апреля 2014,, 08:06

Modified 20 августа 2022,, 19:33

Updated 20 августа 2022,, 19:33

Ограничения в нефтеторговле между странами ТС могут сохраниться и в 2015 г. – газета

17 апреля 2014, 08:06
Полная либерализация нефтеторговли между государствами Таможенного союза (ТС) может быть отстрочена. Москва убеждает Минск и Астану не снимать текущие ограничения, так как это означает огромные потери для российской казны. На минувшей встрече премьер-министры России, Белоруссии и Казахстана предварительно договорились сохранить их и в следующем году, сообщают в четверг "Ведомости" с ссылкой на федеральных чиновников.
Сюжет
НДПИ

Полная либерализация нефтеторговли между государствами Таможенного союза (ТС) может быть отстрочена. Москва убеждает Минск и Астану не снимать текущие ограничения, так как это означает огромные потери для российской казны. На минувшей встрече премьер-министры России, Белоруссии и Казахстана предварительно договорились сохранить их и в следующем году, сообщают в четверг "Ведомости" с ссылкой на федеральных чиновников.

С 2015 г. Россия не сможет ставить ограничений в торговле нефтью для Белоруссии и Казахстана, и ее ежегодные бюджетные потери могут вырасти до $30 млрд, согласно оценке Минфина РФ. Издание напоминает, что российские власти уже с начала текущего года убеждают партнеров по ТС отсрочить либерализацию, но до настоящего времени позиция Минска и Астаны была жесткой.

Пока единственным серьезным ограничением остались экспортные пошлины на "черное золото" и нефтепродукты, отметили в Российской экономической школе. В Белоруссию сырье продается по квоте (в прошлом году - 20,9 млн тонн, в первом полугодии текущего года - 11,5 млн). Минск возвращает пошлину от экспорта своих нефтепродуктов, изготавливаемых из российского сырья. Астана в обмен на беспошлинные поставки нефтепродуктов транспортировал в РФ сырье, пошлина от экспорта "черного золота" должна быть в бюджете РФ.

В 2013 г. белорусский лидер Александр Лукашенко заявлял, что Минск каждый год платит РФ порядка $4 млрд., и если не будут устранены все ограничения и изъятия, ТС "не потянет", передавал "Интерфакс". Между тем, и сейчас РФ теряет из-за союза (в прошлом году - $6,5 млрд, по оценками Минфина). В позапрошлом году чистый нефтегазовый трансферт из РФ в Белоруссию составил $5,7 млрд, при этом нефтяной - $4,5 млрд; в прошлом он остался примерно таким же, по данным РАНХиГС ("Ведомости").

Еще в январе Минфин заявлял, что потери в $30 млрд для РФ – непосильная ноша, передает газета. В марте обсуждался налоговый маневр, как крайняя мера при катастрофическом сценарии: Минск и Астана не захотят уравнять пошлины с российскими и установят предельно низкие, нефтяникам будет выгодно продавать сырье напрямую (см. подробности в материале OilCapital.ru "Минфин обсуждает рост НДПИ с 2015 г. и резкое снижение экспортной пошлины на нефть").

Налоговый маневр должен был принести российской казне 90 млрд руб., а НДПИ, по подсчетам Московского нефтегазового центра EY, повышен до 1100 руб. за тонну. Это привело бы к резкому взлету внутренней цены на сырье и бензин, что стало бы проблемой для потребителей всего ТС.

На минувшей встрече главы правительств трех стран предварительно договорились, что в 2015 г. сохранятся хотя бы количественные ограничения, окончательная дата запуска единого рынка может быть оговорена в конце месяца на встрече президентов в Минске. Один из собеседников издания, знакомый с ходом переговоров, утверждает, что отсрочка может быть продлена даже до 2018 г., хотя А.Лукашенко еще не отказался от своей позиции.

"Основной принцип, вокруг которого мы сегодня разговаривали, и решения, которые принимали, строятся вокруг того, что если в одной из стран будущего Евразийского экономического союза ситуация будет лучше, то от этого выиграют и две другие страны. Если в России экономика будет развиваться, от этого выиграют и Казахстан, и Белоруссия", - сказал во вторник премьер-министр Казахстана Карим Максимов (цитирует пресс-служба правительства РФ).

"