Posted 17 марта 2021,, 11:54

Published 17 марта 2021,, 11:54

Modified 15 сентября 2022,, 22:07

Updated 15 сентября 2022,, 22:07

Счетная палата предупреждает: грядет топливный кризис

17 марта 2021, 11:54
В Минэнерго, в свою очередь, говорят о принятых мерах для сдерживания роста розничных цен на топливо

Россия грозит риск повторения топливного кризиса 2018 года, пишет РИА «Новости», ссылаясь на отчет о работе Счетной палаты за 2020 года. «В настоящее время отмечаются риски повторения роста розничных цен на топливо и, как следствие, возникновение социальной напряженности», — говорится в документе. В 2018 году, напоминают «Ведомости», властям пришлось принимать экстренные меры из-за роста цен на топливо.

В Минэнерго, в свою очередь, заявили, что уже приняли меры для сдерживания роста розничных цен на бензин и дизель, а также для обеспечения регионов топливом и доходности АЗС. «Мы не видим предпосылок для повторения событий 2018 года», — прокомментировал заявление Счетной палаты замглавы министерства Павел Сорокин «России 24».

«Мы не видим предпосылок для повторения событий 2018 года в 2021 году. Благодаря принятым мерам последние четыре торговые сессии (на бирже — ИФ) уже наблюдается снижение оптовых цен на бензин. И мы рассчитываем, что данные меры в дальнейшем будут способствовать сохранению стабильной обстановки на рынке», — цитирует заявление замминистра энергетики Павла Сорокина «Интерфакс».

«Минэнерго России по поручению Правительства России были проработаны и реализованы ряд срочных мер стабилизации ситуации на внутреннем рынке. Среди наиболее важных — рост загрузки нефтеперерабатывающих заводов, плавное увеличение запасов топлив к маю этого года до 1,6 млн тонн, а также рост выпуска топлив. Кроме того, с марта для топливных компаний-участников биржевых торгов были увеличены нормативы по продаже бензинов, дизельного топлива и сжиженных углеводородных газов (СУГ) на срочном рынке, по бензинам норматив вырос с 10 до 11%, а по дизелю — с 6 до 7,5% от уровня производства компанией-участником», — приводит слова Сорокина сайт Минэнерго РФ.

«Естественно, и ФАС, и Минэнерго всячески склоняют их (нефтепроизводителей — НиК) и к увеличению объемов производства топлива, и к снижению экспорта и увеличению объемов поставок на внутренний рынок, но происходит это, как правило, способами скорее рекомендательными, чем директивными. И рычагов для директивных способов управления в данном случае тоже нет. Тот же самый демпферный механизм — это тот самый компромисс, это попытка дать возможность заработать всем или, скажем так, не попасть в ситуацию превышения затрат над маржинальностью и переработчикам, и реализаторам топлива и при этом — наверное, это первая цель — все-таки собрать с топливного рынка тот объем налогов, который запланирован Минфином. Это вечный баланс между тем, чтобы дать возможность заработать отрасли, и тем, чтобы собрать с отрасли столько средств, сколько запланировано. Будем смотреть, что будет с внешней конъюнктурой, потому что в демпферную формулу вмешивается и та ситуация, которая происходит на внешних рынках и с ценами на нефть, и с ценами на топливо. Можно предполагать, что пока каких-то уверенных рычагов для того, чтобы не дать ценам расти дальше, наверное, все-таки нет», — пояснил «Бизнес ФМ» главный редактор журнала «Нефть и Капитал» Владимир Бобылев.

Напомним, 10 марта на совещании у вице-премьеров Александра Новака и Дмитрия Григоренко это предложение, по сути, было поддержано. Механизм формирования цены на бензин и дизельное топливо изменится в России с 1 мая 2021 года, сообщил вице-премьер Александр Новак на рабочем совещания о ситуации на рынке нефтепродуктов и работе топливного демпфера.

В Счетной палате, отметим, наряду с предупреждением о нестабильной ситуации на рынке топлива также предупреждают, что принятые правительством меры могут помешать утверждению в срок генеральной схемы развития нефтяной отрасли на период до 2035 года.

"